Восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию выгоднее для Москвы, чем для Тбилиси, говорят грузинские эксперты

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Участники состоявшихся в Тбилиси гражданских слушаний "Открытие железной дороги через территорию Абхазии: за и против" расходятся в оценке возможных последствий восстановления железнодорожного сообщения между Грузией и Абхазией.

Как сообщает корреспондент "Кавказского узла", мероприятие в рамках программы "Символический Кавказский суд по правам человека и Гражданские слушания на службе демократии кавказских стран" прошло в Тбилиси 6 февраля. Организаторами слушаний выступили Кавказский центр гражданских слушаний (Грузия) в партнерстве с центром культурных взаимосвязей "Кавказский дом" при поддержке Национального фонда содействия демократии. Участие в обсуждении приняли около 30 человек.

Силаев: восстановление сообщения имеет экономический и символический смысл

По мнению старшего научного сотрудника Центра проблем Кавказа и региональной безопасности Московского государственного института международных отношений Николая Силаева, "Армения уже привыкла жить без железной дороги, Грузия колеблется, а Азербайджан против". К этому выводу Силаев, посетивший Грузию в рамках проекта "Грузино-российская школа журналистики", пришел в ходе обсуждения проблемы с экспертами разных уровней. В то же время, отметил сотрудник МГИМО, восстановление железнодорожного сообщения с Россией через Абхазию поддерживает грузинское правительство. В частности, в ноябре 2012 года с соответствующим заявлением выступил министр по реинтеграции Паата Закареишвили. В феврале текущего года о возможности открытия железной дороги упомянул и премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили.

"Этот сюжет сам по себе не новый, как в грузино-абхазских, так и в грузино-российских отношениях, но сейчас вопрос ставится заново. И появляется еще одна тема обсуждения между Москвой и Тбилиси, Тбилиси и Сухуми, Москвой и Сухуми. Это важно, поскольку в последнее время все переговоры между этими сторонами проводятся в очень замкнутых рамках Женевского формата", - заявил Николай Силаев. Говоря о практической значимости дороги, Силаев пояснил, что грузинские товары рано или поздно вернутся на российский рынок. "Возникнет вопрос о маршрутах транспортировки, и понятно, что чем больше будет этих маршрутов, тем лучше", - отметил он.

Для российской стороны восстановление железнодорожного сообщения с Грузией означает еще и появление нового маршрута связи с Арменией, подчеркнул Силаев. Реализация этой инициативы важна и для Армении. На протяжении последних 20 лет многие армянские производства стоят по причине высоких транспортных издержек, а появление железной дороги способно снизить эти издержки.

Восстановление сообщения немаловажно и с символической точки зрения. Открытие дороги подтвердило бы, что негативные последствия конфликтов между странами можно устранить, даже если сами конфликты пока не урегулированы, подытожил Силаев.

Капанадзе: Грузия не заинтересована в открытии железной дороги

Хотя в теории восстановление железнодорожного сообщения через Абхазию выгодно всем участникам, нынешняя геополитическая ситуация не способствует реализации этой инициативы, уверен директор "Ассоциации реформ Грузии", экс-заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе. По его мнению, перспективы Грузии в свете возможного открытия железной дороги пока неясны.

"С экономической точки зрения этот проект не особо выгоден. Он может иметь негативные последствия для порта Поти и проекта Баку-Ахалкалаки-Карс, который в скором будущем будет открыт. Экономически выгодно это будет для России, Армении и Абхазии", - отметил Капанадзе.

По словам бывшего замминистра иностранных дел, в 2005-2006 годах вопрос восстановления железнодорожного сообщения рассматривался главным образом с политической точки зрения. В частности, представители грузинской, армянской, российской и абхазской железных дорог подписывали меморандум  о создании консорциума. "Тогда расчет был такой: мы сейчас создаем этот консорциум, а потом уже переходим к обсуждению других вопросов, которые для нас более выгодны, например, возвращению беженцев в Гальский район, - пояснил Серги Капанадзе. - Сейчас для меня не совсем ясно, какие другие политические дивиденды можно получить". 

Железная дорога может быть восстановлена, однако ее открытие не должно стать первым совместным проектом стран-участниц, полагает директор "Ассоциации реформ Грузии". "У нас нет практически никаких торгово-экономических контактов с Сухуми, а вопрос свободного передвижения вообще не обсуждается. Как мы будем восстанавливать железнодорожное сообщение, в то время как мы даже маленькие вопросы очень трудно решаем?" - подчеркнул он. 

Переговоры об открытии железной дороги могут привести к несвоевременному поднятию вопроса о статусе Абхазии, добавил Капанадзе. "Я уже предвижу, как и с московской, и с сухумской стороны придет формулировка: если вам что-то нужно, давайте делать это в таком формате, где вы признаете наш территориальный суверенитет. Я считаю, пока у нас не будет ответов на эти вопросы, говорить об этом проекте несвоевременно", - заключил он.

Гоголашвили: новая железная дорога станет поводом легитимировать пребывание российских войск в Абхазии

Вопрос обеспечения безопасности железнодорожного сообщения затронул директор центра европейских исследований Грузинского фонда стратегических и международных исследований Каха Гоголашвили

"Вопрос безопасности груза - это не просто технический вопрос. Это вопрос статуса российских войск в Абхазии. Потому что никто, кроме российских войск или российских пограничников, не сможет обеспечить там безопасность", - заявил Гоголашвили. По его мнению, даже в случае безостановочного транзита поезда через Абхазию с обеих сторон дороги должны будут стоять "вооруженные формирования".

"Абхазам мы в этом доверять не можем, грузин никто туда не пустит, что значит - это будут делать российские силы. То есть вопрос напрямую связан с темой легитимности военного контингента в Абхазии", - отметил эксперт.

Железнодорожное сообщение между Грузией и Россией (через Абхазию) было прервано в начале 1990-х годов. Решающим событием стал взрыв железнодорожного моста через реку Ингури в 1992 году. Движение поездов между Абхазией и Россией продолжалось. В 2004 году после ремонта участка железнодорожного пути было восстановлено пассажирское сообщение Москва - Сухуми".

Напомним, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией после того, как Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года. Представители победившей на выборах парламента Грузии коалиции "Грузинская мечта" сделали ряд заявлений о желании начать восстановление отношений с Россией. В частности, премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили заявил, что между Грузией и Россией будет восстановлено сотрудничество по гуманитарным вопросам и торговые отношения, назначив специальным представителем по вопросам взаимоотношений с Россией бывшего посла Грузии в РФ Зураба Абашидзе. В свою очередь представитель российского МИД Александр Лукашевич заявил, что Россия ожидает от грузинской стороны "конкретных шагов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"