Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам ("территория мира и Ислама") к Дагестану и подобным ему областям

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

17 ноября 2012 года в Махачкале принято важнейшее исламское постановление (фетва), которое признает Дагестан территорией мира – дару-ссалям. Документ был принят на Всероссийской богословской конференции с участием представителей Всемирного союза мусульманских ученых, во главе с генеральным секретарем союза, шейх Али Мухиддином аль-Карадаги.

"Кавказский узел" публикует текст документа на русском языке с прикрепленным арабским оригиналом.


Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Господу миров! Благословение и приветствие Посланнику, Посланному милостью для миров,

и роду его и всем сподвижникам его. А засим:


 Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям

Рассмотрев авторитетные доводы, почерпнутые из Писания, Сунны, единогласного мнения факихов и суждений по аналогии, а также из высказываний факихов, мы пришли к следующему заключению:

1. Термины дар аль-ислам (территория Ислама), дар аль-харб (территория войны) и дар аль-ахд (территория договора) принадлежат к числу терминов фикха: они не упоминаются в Писании и в достоверной Сунне. В книге «Разъяснение людям», изданной Аль-Азхаром, говорится: «Деление стран на территорию неверия и территорию Ислама есть результат иджтихада, отражавшего обстановку эпохи имамов-муджтахидов. В текстах Корана и сунны об этом ничего не сказано». Это говорит о том, что между самими факихами не существовало единого мнения насчет упомянутых терминов. Большинство из них довольствовались терминами территория войны и территория мира. Некоторые добавляли к ним термин территория договора, имея в виду область, которая заключила договор с мусульманами или с частью из них, согласно сказанному Посланником, мир ему и благословение Аллаха: «их стремление защитить близких их». Соответственно, все страны, в которых имеются посольства или с которыми поддерживаются дипломатические отношения, входят в территорию договора.

Факихи определили территорию Ислама как часть земли, в которой законы Ислама действуют явно (см.: Бадаиу ас-сана'и', 7/130; Ибн Абидин, 3/253; Аль-Мудаввана, 2/22; Ад-Дасуки, 2/184; Хашийа аль-Буджайрами, 14/220; Аль-Инсаф, 4/121). Более того, некоторые факихи, в частности, из числа шафиитов, считали, что территория Ислама не превращается в территорию войны ни при каких условиях, даже если неверные захватили эту область и установили в ней свои законы (Нихайят аль-мухтадж, 8/82; Асна аль-маталиб, 4/204).

 2. Из доводов и речений факихов вытекает, что разница между территорией Ислама и территорией войны – это разница между безопасностью и страхом. Если мусульмане могут свершать свои религиозные обряды и пользуются религиозной свободой, то такая территория является территорией Ислама. Если же они не имеют такой возможности, ибо живут в страхе и мучениях, то такая территория не считается территорией мира и Ислама. Об этом однозначно говорили некоторые факихи прежних времен, в том числе Абу Ханифа и др. (Бадаиу ас-сана'и', 7/130, Хашийа Ибн Абидин, 3/253). К этому же мнению склонялся выдающийся шейх Мухаммад Абу Захра (да помилует его Аллах) в своей книге «Теория войны в Исламе», в которой он разделяет мнение Абу Ханифы и его единомышленников из числа факихов. Оно состоит в том, что в основе суждения лежит безопасность мусульманина: если он, будучи мусульманином, находится в безопасности, то это территория Ислама, а если нет, то это территория войны. «Это ближе к смыслу ислама, – пишет он, – и согласуется с сутью исламской идеи о войнах, согласно которой они ведутся для отражения посягательства». Выдающийся шейх Юсеф аль-Карадави (да хранит его Аллах) фундаментально рассмотрел этот вопрос в книге «Фикх джихада». В ней он пришел к тем же выводам, а именно: что эти термины относятся к фикху, а не к священным текстам, и что территорией Ислама является та территория, где мусульмане находятся в безопасности и пользуются религиозной свободой. В интервью интернет-сайту «Ислам онлайн» он отметил, что страна, где мусульмане составляют большинство, является, с его точки зрения, территорией Ислама, а значит, на нее должны распространяться законы территории Ислама, а ее правители должны стремиться к применению норм шариата. Такого мнения придерживается большинство современных ученых, в том числе шейх Фейсал Мавлави (да помилует его Аллах) и выдающийся шейх Абдаллах бин Байя (да хранит его Аллах).

3. С учетом вышесказанного наша фетва заключается в следующем: Республика Дагестан, в которой мусульманское большинство живет в условиях безопасности, пользуется религиозной свободой и совершает обряды Ислама, не является территорией войны, а по шариату является территорией мира и ислама. Это же относится и к другим республикам и областям, где мусульманское большинство живет в безопасности и пользуется религиозной свободой. Поэтому в них недопустимо объявлять военные действия против мусульман и муахидов (т. е. заключивших с мусульманами договор о мире), так как для этого не имеется шариатских оснований. Долгом же являются воспитание, призыв к Исламу, джихад с помощью слова, мудрость и доброе увещевание и ведение диалога наилучшим образом – ради применения Закона Аллаха во всей его полноте. Всевышний сказал:

«Зови к пути Господа с мудростью и хорошим увещанием и препирайся с ними тем, что лучше! Поистине, Господь твой – Он лучше знает тех, кто сбился с Его дороги, и Он лучше знает идущих прямо!» (Сура «Пчёлы», аят 125). А Аллах лучше знает, и у Него мы просим помощи.

Написал и подтвердил нуждающийся в Аллахе шейх доктор Али Мухи ад-Дин аль-Карадаги, генеральный секретарь Всемирного союза мусульманских ученых. С этой фетвой согласились все улемы, проповедники и имамы, присутствовавшие на Дагестанской конференции 4 мухаррама 1434 г. х. / 17 ноября 2012 г., а также присутствовавшие на конференции члены делегации ВСМУ: шейх Абд ар-Рахман бен Абдаллах Аль Махмуд, член Совета попечителей, казначей; Рашид Омари Алави, исполнительный директор ВСМУ; доктор Луай Юсеф, координатор деятельности ВСМУ в Российской Федерации.

Фетва о применимости термина дар ас-сильм ва ль-ислам («территория мира и Ислама») к Дагестану и подобным ему областям является неотъемлемой частью Дагестанского акта по вопросам джихада, понятия «дар аль-харб» (территории войны) и убийства имамов в Дагестане, принятой 17 ноября 2012 года, в г. Махачкала на Всероссийской богословской конференции «Дагестан – территория мира».

источник: Миннац Республики Дагестан