В ПАСЕ принят доклад Кристофера Штрассера по политзаключенным в Азербайджане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Комитет по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ сегодня принял два доклада по политзаключенным, составленных немецким парламентарием Кристофером Штрассером. Один из них касается ситуации в Азербайджане.

Оба документа были рекомендованы на обсуждение осенней сессии ПАСЕ, передает корреспондент "Кавказского узла" из Страсбурга. В случае одобрения пленарной сессией доклады обретут силу обязательных для исполнения резолюций ПАСЕ.

Один из документов касается в целом определения понятия "политзаключенный"», в другом - дается оценка ситуации с политзаключенными в Азербайджане.

Штрассер: проблема политзаключенных в Азербайджане поставлена перед ПАСЕ

"Необходимость в подготовке отдельного доклада по политзаключенным в Азербайджане была вызвана тем, что с 2005 года наблюдалось отсутствие сотрудничества властей этой страны с Советом Европы в этой сфере", - пояснил Кристофер Штрассер на пресс-конференции по окончании заседания комитета.

Штрассер выразил сожаление, что власти Азербайджана препятствовали его приезду в страну и ознакомлению с ситуацией на месте. "На мои неоднократные обращения о посещении страны, я получал ответ: "у нас нет политзаключенных", - сказал Штрассер, назначенный докладчиком по политзаключенным еще в 2009 году.

Он выразил надежду, что теперь после принятия комитетом доклада власти Азербайджана выполнят выдвинутые рекомендации.

По мнению Штрассера, "теперь вопрос о проблеме с правами человека в стране - члене Совета Европы стал реально звучащей проблемой, и это тревожное послание Парламентской ассамблее". В то же время он признал, что не ожидает немедленного освобождения всех политзаключенных.

На вопрос, о каком количестве политзаключенных в Азербайджане идет речь, Штрассер сказал, что всего ему поступили имена 89 человек, и он направил эти списки властям страны.

Однако, по словам Штрассера, это не означает, что все эти люди политзаключенные.

"Мы не суд и не выносим конкретных решений. Мы требуем рассмотрения этих дел на основе критериев определения понятия "политзаключенный" с соблюдением свобод, гарантируемых Европейской конвенцией по правам человека, отказа от манипуляций, обеспечения доступа к адвокатам и т.д. ", - сказал Штрассер.

Приветствуя освобождение 9 "узников совести", Штрассер призвал власти Азербайджана "полностью решить проблему с политзаключенными".

Критерии понятия "политзаключенный" согласно докладу Кристофера Штрассера:

1) если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской  Конвенции по правам человека, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы собраний и объединений (речь идет именно о предъявлении прямых обвинений по этим вопросам);

2) если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением;

3) если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению (то есть, если лицо содержится в заключении больше, чем полагается по закону);

4) если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами;

5) если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.

Штрассер намерен посетить Азербайджан

Штрассер также сообщил, что его намерение посетить Азербайджан остается в силе.

"Я готов посетить Азербайджан, но в соответствии с правилами Совета Европы, а не как турист. Если власти Азербайджана хотят добиться политического прогресса, то должны быть готовы к сотрудничеству", - сказал Штрассер.

На взгляд докладчика, у него должна быть возможность встретиться с лицами, которые включены в списки политзаключенных.

Доклад Штрассера по Азербайджану состоит из 17 пунктов, в том числе касающихся обеспечения проверки соблюдения законности по делам политзаключенных, соблюдения прозрачности судебных процедур. Докладчик отметил, что в ходе обсуждений четыре пункта были сняты.

Он выразил благодарность также азербайджанским правозащитникам и другим активистам гражданского общества в оказании содействия в подготовке доклада.

Официальный Баку обвинил Штрассера в двойных стандартах

В свою очередь глава делегации Азербайджана в ПАСЕ Самед Сеидов назвал одобрение комитетом по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ доклада Штрассера по Азербайджану, как "проявление двойных стандартов и формы давления на Азербайджан". Он назвал несправедливым принятие доклада по Азербайджану в то время как аналогичного характера дела есть и в других странах Совета Европы, в том числе в соседних с Азербайджаном государствах.

При этом Сеидов указал на острый характер дискуссии на заседании комитета и принятии документа большинством всего в 2 голоса. "Это еще не все. На осенней сессии мы изложим свою позицию и на пленарной сессии ПАСЕ", - сказал Сеидов.

Азербайджанские правозащитники дали противоположные оценки докладу Штрассера

Среди членов комитета по правовым вопросам и правам человека ПАСЕ  было распространено обращение от имени 40 правозащитных и других НПО Азербайджана. Они заявили о необъективности доклада в виду непосещения Штрассером Азербайджана.

"Я одна из тех, кто подписали это обращение. Я тоже считаю, что в Азербайджане есть проблемы политзаключенных. Я считаю, что власти неправильно поступили, отказав Штрассеру выполнить свою миссию. Но в любом случае неправильна подготовка доклада без посещения страны", - сказала, находящаяся в Страсбурге член Мониторинговой группы правозащитных организаций Азербайджана (МГПЗОА), глава Общества защиты прав женщин имени Диляры Алиевой Новелла Джафароглу.

По ее мнению, выходом из ситуации было бы снятие доклада с повестки дня заседания, создание условий для посещения Штрассером Азербайджана и потом подготовка им доклада. "Сейчас же его отчет на основе непроверенной информации, включения в список политзаключенных лиц, осужденных за взрывы в Бакинском метро в марте 1994 года и другие теракты, не может считаться объективным документом", - заявила Джафароглу.

Она отметила, что по данным МГПЗОА, число политзаключенных в Азербайджане уменьшилось до 10.

В свою очередь, глава НПО "Демократический монитор" Фуад Гасанов, который также в качестве правозащитника приглашен на сессию ПАСЕ, выразил удовлетворение докладом Штрассера. "В ходе заочной подготовки доклада он сделал все возможное для отражения объективной реальности. Надеюсь, что теперь, после принятия доклада Штрассера комитетом ПАСЕ, наконец, будет налажен диалог между Советом Европы и властями Азербайджана в решении проблемы с политзаключенными", - сказал Гасанов.

Ранее глава Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) Жан-Клод Миньон выразил обеспокоенность ситуацией в Азербайджане с правами человека и призвал власти страны освободить арестованных журналистов.

В распространенном 1 мая докладе неправительственной организации Freedom House о ситуации в мире со свободой слова за 2011 год Азербайджан оказался на 172-м месте среди 197 стран. Согласно докладу Азербайджан, Армения и РФ относятся к странам с "несвободной прессой", а Грузия получила статус страны с "частично свободной прессой".

В то же время власти Азербайджана отрицают наличие в стране политзаключенных.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"