В Дагестане представители разных течений ислама намерены разрешать разногласия путем диалога

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

В последние десятилетия в Дагестане между сторонниками разных течений в исламе наблюдались непонимание и взаимные обвинения, однако осознание этих ошибок позволяет сегодня прийти к четкому пониманию необходимости единства мусульман республики, считают представители религии. Разногласия и спорные вопросы между представителями разных течений ислама в Дагестане теперь будет разрешать совместный орган.

В настоящее время, чтобы объединить дагестанскую умму, в регионе предпринимаются попытки найти точки соприкосновения между разными течениями ислама — салафитским и суфийским, традиционным и нетрадиционным. Так, с этой целью 29 апреля в Махачкале состоялась встреча между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями Ассоциации ученых Ахлю-сунна в Дагестане, передает корреспондент "Кавказского узла".

Почему мы, имея общую основу более чем на 90 процентов, не можем жить в мире и согласии?

"Европа, на протяжении веков терзаемая междоусобными распрями, создала Евросоюз, то почему же мы, имея общую основу более чем на 90%, не можем жить в мире и согласии?" - с таким вопросом к участникам встречи обратился модератор, имам махачкалинской Джума-мечети Магомедрасул Саадуев.

Первым выступил руководитель Ассоциации ученых Ахлю-сунна в Дагестане Халил Рахман. Он на арабском языке рассказал собравшимся о роли религиозных ученых в воспитании общества и их ответственности. 

Этот вопрос поднял и следующий из выступавших - имам одной из дагестанских мечетей Муххамад Ханафи. "Все сложные и спорные вопросы необходимо решать именно ученым", - отметил он.

Выступавшие сошлись на том, что в качестве основы для внутриконфессионального диалога необходимо взять Коран в толковании всеми признанных муфассиров (толкователей), таких как Ат-Табари, Аль-Куртуби, Ибн Касир, и Сунну, собранную во всеми признаваемых сборниках: Сахих Аль-Бухари, Сахих Муслим, кутубу ситта, Муснад имама Ахмада, в разъяснении ученых (Ан-Навави и Ибн Хаджар аль-Аскалани), а также фикх (знание, глубокое понимание. Этим словом обозначается исламское право. - Прим. "Кавказский узел") и вероубеждение четырех имамов – Абу Ханифы, Малика, Аш-Шафии и Ахмада.

Шейх Хамза из села Кванада Цумадинского района рассказал, что именно у этих четырех вышеупомянутых имамов исторически сложились такие правовые школы, в отношении которых вся мусульманская умма едина.

"Если каждый вопрос вероубеждения или фикха, вокруг которого возникают определенные проблемы, будет возращен к Корану, Сунне и бесспорным авторитетам, подобным четырем имамам, в ходе научных диспутов, в которых оппоненты понимают друг друга и говорят на языке науки, то мы обязательно найдем решение всех наших проблем", - сказал шейх.

Еще одну проблему озвучил другой выступавший Камиль Абу Султан, который говорил о порицании и оскорблении мусульманами друг друга.

Прежде чем начать сажать деревья в нашем саду, нужно для начала избавиться от сорняков

Наиболее острым выступлением на встрече можно назвать выступление Абу Умара из села Саситли.  "Прежде чем начать сажать деревья в общем саду, нам надо избавиться от сорняков", - заявил он, в жесткой форме раскритиковав ярлыки и стереотипы, которыми за время противостояния двух течений ислама в республике успели обрасти обе стороны.

Так же Абу Умар посетовал на то, что некоторые имамы не пускают в свои мечети представителей других течений и настраивают против них своих прихожан.

"Откровенной ложью" назвал он предубеждение, что салафиты не признают пророка Мухаммада (с.а.в.) и четырех имамов Абу Ханифу, Малика, Аш-Шафию и Ахмада. "Мы пользуемся их толкованиями и читаем Сунну пророка", - отметил Абу Умар. Он также призвал к решению вопросов на основе источников шариата в научном русле, "оставив в прошлом интриги английских шпионов".

Выслушав всех, кто хотел выступить, слово взял муфтий Дагестана Ахмад-Хаджи Абдуллаев. Он поддержал всех ораторов и сказал, что, "на самом деле без тех ошибок, которые были допущены за последние 15-20 лет, невозможно было прийти к такому четкому пониманию необходимости единства мусульман Дагестана". Он предложил "оставить слово "ваххабизм" в прошлом, и не принимать на себя то, что уже было сказано и написано за это время".

В заключение встречи официальный представитель Ассоциации Ахлю сунна в Дагестане Абу Увайс (адвокат Зияутдин Увайсов) зачитал резолюцию, названную результатом начала внутриконфессионального диалога.

Среди прочих основ диалога, обозначенных в резолюции, указаны запреты на "поношение мусульманами друг друга", "выслеживание и доносительство на мусульман", а также недопустимость препятствования выезду дагестанцев за рубеж для обучения в исламских высших учебных заведениях.

Кроме того, в резолюции подчеркивается, что решение всех возникающих спорных вопросов должно проходить "путем обсуждения в научном диспуте, для чего создается совместный орган, состоящий из равного количества участников с обеих сторон собирающийся раз в месяц".

"Этой встрече двух разных течений в исламе предшествовали 15 лет непонимания и взаимных обвинений", - прокомментировал итоги встречи пресс-секретарь Духовного управления мусульман Дагестана Магомедрасул Омаров.

Также Омаров напомнил, что "недавно муфтий Дагестана сделал заявление о том, что пора прекратить гонения друг друга по внешним признакам - за одежду, за бороду, нужно оценивать друг друга по деяниям и поступкам". "После этого диалог сдвинулся с мертвой точки", - сказал он.

Министр по национальной политике, делам религий и внешним связям Дагестана Бекмурза Бекмурзаев солидарен с Саадуевым. "Сегодня собрались мусульмане, чтобы найти общий язык друг с другом. И я уверен, что они придут к согласию", - сказал чиновник.

"Кавказский узел" ранее сообщал о встрече мэра Махачкалы Саида Амирова 15 декабря 2011 года со священнослужителями, на которой присутствовали имамы 42 крупнейших мечетей столицы, среди них также были представители салафитского течения. Амиров призвал тогда влиятельных имамов махачкалинских мечетей не использовать религию для организации массовых беспорядков.

Ранее, на общественных слушаниях "Миротворческая практика на Северном Кавказе: опыт, модели, методы повышения эффективности", которые прошли в Общественной палате РФ 29 ноября 2011 года, сопредседатель организации "Дагестан - территория мира и развития" Сулайман Уладиев говорил о необходимости диалога между властью и салафитскими общинами.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"