Курман Исмаилов: я двадцать лет в исламе и знаю, откуда это давление

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Убитый 13 февраля в Пятигорске заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов в 2011 году задерживался силовиками по подозрению в хранении взрывчатки. Исмаилов был отпущен без предъявления обвинений, в его защиту выступили известные правозащитники и члены Общественной палаты РФ, но после задержания он отмечал, что не чувствует себя в безопасности, и ожидал "второго акта этого спектакля, заключительного".

Как сообщал "Кавказский узел", в Пятигорске вечером 13 февраля при взрыве автомобиля погиб заместитель муфтия Ставропольского края Курман Исмаилов. Вначале в качестве версии о смерти Исмаилова рассматривалось ДТП и взрыв газового баллона. Позже эта информация была опровергнута Следственным комитетом РФ, который проинформировал, что под машиной заместителя муфтия была взорвана бомба мощностью 300-400 грамм в тротиловом эквиваленте.

Сейчас следствием рассматриваются различные версии убийства богослова, в том числе связанные с деятельностью, которую осуществлял Исмаилов, а также мотивы личной неприязни. В этой связи следствием устанавливается круг его общения, заявил официальный представитель СК РФ Владимир Маркин.

«Обнаружили вещество, похожее на взрывчатку»

Внимание общественности известный мусульманский деятель, шейх Курман Исмаилов привлек в апреле 2011 года, когда был задержан в своей квартире в Кисловодске сотрудниками правоохранительных органов по подозрению в хранении взрывчатых веществ.

Силовики, объясняя причины обыска, указали богослову, что он является "приверженцем экстремистского течения в исламе", и у них есть постановление суда на проведение обыска.

Как рассказал 28 апреля 2011 года корреспонденту «Кавказского узла» сам Курман Исмаилов, в ходе обыска сотрудник ФСБ обратил внимание на сумку его жены.

Я двадцать лет в исламе, и прекрасно понимаю, откуда это все давление

"Сотрудник ФСБ попросил взять сумку и вытащить из нее все, что в ней находится. Жена начала вытаскивать по одной все вещи из сумки и вытащила предмет, напоминающий картошку. Она замерла, поняла, что что-то не то. Спросила: "Зачем вы это подкинули?" и бросила на пол", - вспоминал Курман Исмаилов.

Затем, по его словам, их с женой отвезли в отделение милиции, где оформили рапорт, что в результате обыска по постановлению суда было «обнаружено вещество, похожее на взрывчатку».

"Жена, конечно, в стрессе. Я двадцать лет в исламе, и прекрасно понимаю, откуда это все давление", - заявил тогда Исмаилов, заверив, что сам пытается удерживать людей от экстремизма, так как выступает против него.

«Арест проповедника вызовет огромный резонанс»

29 апреля 2011 года в прокуратуре Исмаилов написал жалобу на действия силовиков. На следующий день с заявлением в связи с обыском в доме Курмана Исмаилова выступила рабочая группа по развитию общественного диалога и институтов гражданского общества на Кавказе Общественной палаты РФ.

Занимавший тогда пост руководителя этой группы журналист Максим Шевченко выразил обеспокоенность возможным арестом Курмана Исмаилова и призвал представителей властных структур и общественности принять все необходимые меры для объективного и законного рассмотрения и расследования этого дела.

"Возможный арест известного проповедника, коим является Курман Исмаилов, вызовет огромный общественный резонанс в СМИ, а также в среде мусульманской молодежи ", - заявил 30 апреля 2011 года Максим Шевченко.

Правозащитник, эксперт Московской Хельсинкской группы по вопросам свободы совести, руководитель независимой правозащитной инициативы "Проект "Ковчег" Рихард Пантелейчук отмечал, что Курман Исмаилов ни разу не был замечен в каких-то действиях, которые можно квалифицировать как незаконные, поэтому по отношению к нему такая агрессия вызывает недоумение.

Эту точку зрения поддержали также руководители официальных централизованных мусульманских религиозных организаций, эксперты и деятели культуры.

В итоге никакие обвинения Курману Исмаилову предъявлены не были, об официальных причинах его задержания также ничего не было сообщено.  

«Возможен второй акт этого спектакля, заключительный»

После инцидента с задержанием в апреле 2011 года Курман Исмаилов заявил, что не чувствует себя в безопасности и что не исключает попытки подбросить ему взрывчатку.

"Сейчас наступило полное затишье. Но при худшем стечении обстоятельств возможен второй акт этого спектакля, заключительный, когда опять подкинут какое-то вещество, и при этом оформят так, что уже не будет возможности подвергать сомнению", - рассказал в мае 2011 года корреспонденту «Кавказского узла» Исмаилов.

Если ситуация повторится или обострится, руководители региональных муфтиятов начнут собирать подписи у мусульман и отправят обращение президенту РФ

Богослов тогда добавил, что он живет не дома, а у родственников. А также выразил надежду на «мудрость и объективность руководителей как государства, так и правоохранительных органов».

"Если ситуация повторится или как-то обострится, то руководители региональных муфтиятов начнут собирать подписи у мусульман и отправят обращение президенту РФ, чтобы он обратил внимание на положение дел, поскольку все произошедшее вызвало большой резонанс. Надеюсь на мудрость и объективность руководителей как государства, так и правоохранительных органов. Верю, что здравый смысл возобладает", - заявил в мае 2011 года Курман Исмаилов.

«Его взгляды не совпали с убеждениями местных духовных лидеров»

В 2003 году Курман Исмаилов упоминался в медиа в связи с его религиозной деятельностью в Минераловодском районе Ставропольского края.

«С позапрошлого года Исмаилов пытается образовать в Минераловодском районе религиозную группу, придерживающуюся идей ваххабизма. Несмотря на то, что местные жители в основной массе не принимают это вероучение, Исмаилову все-таки удалось собрать некоторое количество убежденных последователей», - писала 14 марта 2003 года газета «Ставропольская правда» в материале «Ваххабизм как проявление ислама?», подготовленном при содействии пресс-службы УФСБ РФ по Ставропольскому краю.

"Скорее всего, именно он определял, кому из наших земляков получать направление для учебы в Бугурусланском медресе", - предполагало издание.

В статье отмечалось, что Курман Исмаилов проходил обучение в Саудовской Аравии и в частном медресе села Курчалой Чеченской Республики, а после окончания медресе отказался стать имамом мечети, так как его взгляды не совпали с деятельностью и убеждениями местных духовных лидеров.

«Он всегда негативно относился к проявлениям экстремизма»

Председатель Духовного управления мусульман Ставропольского края, глава Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), муфтий Мухаммад Рахимов в мае 2011 года заявил, что Курман Исмаилов никогда не призывал к экстремизму и межрелигиозной розни. 

"Я знаю Курмана Исмаилова как грамотного богослова, без всяких отклонений. Я могу его охарактеризовать только с положительной стороны", - заявил 30 мая 2011 года в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мухаммад Рахимов.

Председатель Духовного управления мусульман Поволжья, сопредседатель Совета муфтиев России, муфтий Мукаддас Бибарсов также утверждал, что обвинения в экстремизме не могут иметь отношение к Курману Исмаилову.

"Я слышал некоторые проповеди Исмаилова. Они выдержанные, грамотные, касаются в основном духовной сферы и далеки от политики. Для меня непонятно, как можно его обвинить в экстремизме или радикализме", - сказал в мае 2011 года Мукаддас Бибарсов.

 «Имел большой авторитет среди мусульманской общины»

Представитель телевидеокомпании "Исламский мир" Мурад Мамиргов подчеркивал, что Курман Исмаилов доносил до мусульман глубокие религиозные знания и этим завоевал большой авторитет и уважение среди мусульманской общины. 

"Я долго общался с этим человеком и могу утверждать, что он всегда негативно относился к проявлениям экстремизма. Когда я общался с ним в последний раз, он говорил, что необходимо поддерживать официальное мусульманское духовенство", - говорил в мае 2011 года в интервью корреспонденту "Кавказского узла" Мурад Мамиргов.

О деятельности Курмана Исмаилова после инцидента с его задержанием силовиками в апреле 2011 года известно не так много. Заместителем по учебной части муфтия Ставрополья Мухаммада Рахимова он был назначен 3 июня 2011 года.

Первая его праздничная пятничная проповедь в Пятигорской соборной мечети была посвящена теме морально-нравственного облика мусульманина и его поведения в обществе, сообщал сайт «ИсламНьюс».

В июле 2011 года он принял участие в открытии лагеря православной и мусульманской молодежи Северного Кавказа «Кавказ – наш общий дом», писала газета «Вечерний Ставрополь».

Исмаилов доносил до мусульман глубокие религиозные знания и этим завоевал большой авторитет и уважение среди мусульманской общины

После убийства Курмана Исмаилова с заявлением выступил Всероссийский муфтият. По данным этой организации, Курман Исмаилов около года назад распрощался с ваххабистским прошлым и примкнул к последователям традиционного ислама, передает «РБК».

В муфтияте Ставропольского края Исмаилов занимался вопросами религиозного образования. "Коллеги знали его, как скромного, набожного и законопослушного человека, всегда сторонившегося политики", -  говорится на сайте «Российской ассоциации исламского согласия».

Похороны Курмана Исмаилова состоятся сегодня, 14 февраля, информирует РИА "Новости".

Автор: