Главы республик Северного Кавказа не желают быть президентами

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Руководители республик Северного Кавказа предлагают сменить название их должностей, считая, что наименование должностей глав республик не должно включать в себя название "президент". Эксперты видят названную инициативу по-разному: одни - как борьбу с "квазигосударствами", другие - как "административную возню".

Северокавказские лидеры против "президента"

Как сообщал "Кавказский узел", президент Чечни Рамзан Кадыров выразил мнение, что в России лишь один государственный деятель – глава государства - имеет право называться президентом, и поэтому предложил изменить название должности руководителя Чеченской Республики. Письмо с таким предложением Кадыров направил в парламент Чечни. Кадыров считает, что в стране следует покончить с "парадом региональных президентов". Новая должность главы Чеченской Республики, возможно, будет называться "имам".

Вслед за заявлением Кадырова, идеей о переименовании руководящих постов в республиках РФ "загорелись" и лидеры других северокавказских республик. Так, сразу вслед за Кадыровым президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров внес в парламент республики законодательную инициативу о том, чтобы впредь титуловаться не президентом, а "главой Ингушетии, руководителем республики". При этом он напомнил, что еще год назад первым поднял эту тему в интервью СМИ.

Президент Карачаево-Черкесии Борис Эбзеев, также одним из первых поддержавший инициативу чеченского президента, заявил, что "сама по себе идея является очень своевременной и очень правильной, и связано это с тем, что слово "президент", означающее в переводе на русский "сидящий впереди", на самом деле и в русском языке, и в нашей политической системе приобрело некоторое сакральное значение".

Глава Северной Осетии Таймураз Мамсуров, который ранее уже отказался от должности президента республики, в телефонном разговоре с Рамзаном Кадыровым также обозначил свою позицию по вопросу исключения слова "президент" из наименования высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. Как отметил Мамсуров, "для нашей республики вопрос о переименовании высшего должностного лица уже давно решен". По его мнению, инициатива Кадырова "заслуживает внимания, так как Президент как высшее должностное лицо государства в России может быть только один". 
  
Напомним, что еще в 2005 году, будучи председателем парламента Северной Осетии, Таймураз Мамсуров внес предложение о замене наименования "президент" на "глава". Депутаты республиканского парламента тогда поддержали инициативу спикера и внесли соответствующие изменения в Конституцию Республики Северная Осетия-Алания. В июне 2005 года Таймураз Мамсуров официально вступил в должность руководителя Северной Осетии уже как глава республики.
 
Президент Республики Дагестан Магомедсалам Магомедов также согласился с предложением Рамзана Кадырова отказаться от названия "президент" применительно к руководителям субъектов страны. "В одной стране должен быть один президент, одна Государственная дума, один Госсовет", - подчеркнул он. В то же время президент Дагестана указал, что в этом вопросе имеются определенные "местные нюансы". "По большому счету для меня, также как и для моих коллег, не принципиально название должности. Важен статус и полномочия, которыми наделяется глава региона для исполнения своих должностных обязанностей", - пояснил он.

Отметим, что в Дагестане пост президента введен в 2006 году, после прихода к власти Муху Алиева, который и стал первым президентом республики. До этого в Дагестане существовал институт Госсовета – коллегиальный орган, в котором были представлены все основные этносы республики.

Название должности не принципиально. Важен статус и полномочия, которыми наделяется глава региона для исполнения своих должностных обязанностей

Президент Кабардино-Балкарской Республики Арсен Каноков, последовав примеру коллеги Кадырова, уже обратился в парламент КБР с предложением внести на рассмотрение Государственной думы проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон №184 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". "Речь идет об употреблении слова "президент" и словосочетания "государственная дума". У большинства граждан Российской Федерации наименования, содержащие такие слова или словосочетания, ассоциируются с федеральными органами государственной власти. Для внесения ясности предлагается определить правила установления в субъектах Российской Федерации наименований законодательных органов и высших должностных лиц, исключающие подобные случаи", - уточнили в пресс-службе президента КБР.

В марте Каноков уже заявлял журналистам, что у него "нет никаких сомнений в том, что президент в стране должен быть один, а название должности глав субъектов Федерации – унифицировано, иначе есть ощущение недостроенности системы". "Сам себя я чувствую просто антикризисным менеджером", - сказал он тогда.

В свою очередь председатель парламента Кабардино-Балкарской Республики Ануар Чеченов сообщил, что в ближайшее время представительный орган власти республики выйдет с этой законодательной инициативой в Госдуму РФ. "Думаю, депутаты единогласно поддержат эту инициативу", - заметил он.

Инициатива Северного Кавказа затронет всю Россию

Об унификации названий высших региональных должностей еще в начале года говорил спикер Госдумы РФ Борис Грызлов, отмечая, что руководитель региона должен называться просто — глава субъекта РФ. О возможности составления "рекомендательного набора названий" для региональных парламентов и руководителей субъектов РФ говорил и президент России Дмитрий Медведев.

В Кремле предполагают, что инициатива Рамзана Кадырова послужит примером также для Татарии с Башкирией, которые активнее других в 90-е годы боролись за свой суверенитет. Новый президент Башкирии Рустэм Хамитов в день своей инаугурации 19 июля заявлял, что не собирается пересматривать республиканский статус региона и упразднять президентский пост, пишет "Коммерсант".

Сейчас ст. 18 Закона "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ" позволяет устанавливать название высшего должностного лица субъекта РФ конституцией либо уставом региона "с учетом исторических, национальных и иных традиций". Унификация же названий высших должностных лиц и парламентов в регионах может быть принята на федеральном уровне, что потребует внесения поправок в конституции тех республик, которые добровольно не пойдут на переименование постов глав исполнительной власти.

"Мы предлагаем внести поправку в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов госвласти субъектов РФ", — объяснил вице-спикер Госдумы, секретарь президиума генсовета "Единой России" Вячеслав Володин.— Там необходимо просто исключить название "президент" из допустимых названий должностей глав субъектов федерации. То же самое надо будет сделать и для названия "Государственная дума" (такие названия имеют парламенты в Ставропольском крае, а также Астраханской и Томской областях, - прим. "Кавказского узла")". По мнению спикера, "можно было бы вышеназванные инициативы рассматривать в комплексе", отмечает "Интерфакс".

По словам Володина, этот вопрос "назрел давно", поскольку возможность региональных лидеров именоваться президентами "создает юридическую коллизию", так как по российской Конституции "президент по должности стоит над всеми ветвями власти" и является верховным главнокомандующим. "Поэтому ни один юридически грамотный человек не будет настаивать, чтобы сохранять в законодательстве эту коллизию и дальше", — полагает он.

Координатор государственно-патриотического клуба "Единой России", депутат Госдумы Ирина Яровая считает, что "название должно отражать сущность полномочий". "Наличие в регионах огромного количества министерств и государственных дум наводит неразбериху, не дает гражданам четкого понимания того, за что отвечает то или иное ведомство, должностное лицо, - приводит ее слова ER.RU. - Отсутствие в названиях четкой иерархии создает для отдельных чиновников возможность недобросовестного исполнения своих обязанностей. Поэтому, унификация названий позволит перейти к новому этапу дальнейшего качественного развития государственной системы страны, позитивно повлияет на отношения власти и граждан".

На сегодняшний день в составе Российской Федерации 14 субъектов, чьи главы именуются президентами, включая Туву, где совсем недавно решили ввести президентский пост, подсчитала Lenta.Ru. В 2005 году от должности президентов республик отказались Таймураз Мамсуров и Кирсан Илюмжинов, ставшие соответственно главами Северной Осетии и Калмыкии. До того в России уже появились "главы" в республике Коми (с 1994 года) и в Мордовии (с 1993 года).

Сенаторы предлагают устранить "президентов" и "госдумы"

"Тема унификации названия руководителей субъектов давно стоит на повестке дня, - поддержал инициативу представитель в Совете Федерации от администрации Липецкой области Анатолий Лысков. - Весной этого года Совет федерации направил в ряд субъектов предложения по уравниванию названий законодательных органов, которые сегодня именуются и областная дума, и хурал, и областной Совет народных депутатов, а то и Государственная дума, как, например, в Астраханской области. Мне кажется более корректным, если переименования глав субъектов последуют вслед за унификацией названий законодательных органов, которые должны показать пример в этом деле".

При этом Лысков высказал мнение, что по поводу названия главного руководящего поста в регионе в обществе на эту тему необходимо "провести дискуссию, без навязывания сверху". "В соответствии с той же Конституцией РФ, существуют полномочия, которые относятся к ведению федерального центра, к ведению субъектов, а есть совместные полномочия, по предмету ведения которых без заключения специальных соглашений не обойтись", - отметил он.

Представитель в СФ от администрации Курганской области Олег Пантелеев считает, что "в стране, где предусмотрено равенство субъектов, должно существовать и равенство в наименованиях высших властных должностей". "Разноголосица в должностях региональных лидеров противоречит Конституции. Тема исключения термина "президент" из названия должности руководителя региона не нова. Глава Северной Осетии Теймураз Мамсуров, как только несколько лет назад заступил на свой пост, изменил название должности с "президент республики" на "глава республики". От этого исполнительная власть Северной Осетии слабее не стала".

"На мой взгляд, именно термин "глава" является наиболее приемлемым. Естественно, никаких "имамов" быть не должно. Я считаю неоправданными попытки субъектов Федерации подписывать с федеральной властью соглашения о разграничении полномочий. Это началось в 90-е годы. Однако совершенно непонятно, зачем центру вступать в дополнительные договорные отношения с субъектами РФ. Мы же Федерация, а деятельность федеративного государства строится на законах, а не на соглашениях".

Эксперты оценивают минусы и плюсы инициативы

По мнению вице-президента Центра политтехнологий Сергея Михеева, инициатива глав республик Северного Кавказа укладывается "в общую канву по устранению асимметрии в устройстве Российской Федерации". "С 90-х годов у нас сложилась асимметричная модель, когда одни субъекты реально и номинально обладают большими правами, чем другие, и в первую очередь это касается национальных республик, - отметил эксперт. - Дальше вполне логично может последовать инициатива по ликвидации самого наименования "республика": это квазигосударство, государство в государстве, имеющее собственную конституцию. Приведение всех регионов к единому знаменателю было бы логично".

В то же время аналитик отмечает, что неизвестно, действительно ли главы северокавказских республик "ограничатся простым "глава региона"". "Если они готовы называться губернаторами, то это одно, а если появятся имамы, шейхи и падишахи, то это только ухудшит ситуацию, приведет к появлению еще более экзотических и сепаратистских институтов внутри страны", - считает Михеев.

Если они готовы называться губернаторами, то это одно, а если появятся имамы, шейхи и падишахи, то это только ухудшит ситуацию, приведет к появлению еще более экзотических и сепаратистских институтов

Однако президенту фонда "Петербургская политика" Михаилу Виноградову такая оценка кажется "ложным пониманием единого правового пространства и федерализма". "Для регионов названия законодательных органов и должностей руководителей сегодня не столько борьба за фронду и суверенность, сколько просто отражение представления о том, что они имеют право называть себя так, как им комфортно", - уверен он.

При этом эксперт предостерегает, что в истории с переименованием президентов в глав республик риски могут оказаться более ощутимыми, чем кажущиеся плюсы. "Как можно глубже влезая в технические аспекты управления деятельностью территорий, федеральная власть провоцирует раздражение, никаких бонусов особенно от этого не получая", - говорит он, подчеркивая, что в то же время в отношениях между центром и регионами существует "много действительно серьезных нерешенных проблем". Аналитик также отмечает, что "борьба с "сепаратизмом" может завести неожиданно далеко: "В Белоруссии довели этот путь до абсурда, запретив даже руководителей банков и акционерных обществ называть президентами".

Независимый политолог Дмитрий Орешкин вообще называет все происходящее исключительно "административным зудом". "Власть теряет популярность, рейтинги ползут вниз - надо что-то делать, - приводит его рассуждения "Время новостей". - Реально ничего сделать не удается, ну хотя бы виртуально сделаем вид, что у нас власть крепкая и могучая, на всю страну только один президент. Это из той же серии, что переименование милиции в полицию. Власть заточена на виртуально-символические действия. А на самом деле назови хоть горшком, только в печку не ставь".

Для граждан важно, чтобы руководитель региона эффективно справлялся со своими функциями, а будет ли он называться президентом, наместником или прокуратором - неважно

Орешкин уверен, что для рядовых граждан и избирателей важно, чтобы руководитель региона эффективно справлялся со своими функциями, а "будет ли он называться президентом, наместником или прокуратором - неважно". В то же время эксперт подчеркивает, что если главу Чечни назвать имамом, то это будет претензия не только на административное, но и на духовное управление территорией.

Идея об унификации наименования должностей глав регионов РФ, по мнению профессора факультета политологии МГУ Ростислава Туровского, "символически означает расставание с эпохой суверенитета, с эпохой 90-х годов". "Внутренне же главы Татарии и Башкирии уже смирились и открыто возражать против этого не станут", - убежден он.

Политолог не исключает, что теперь они могут и сами выйти с этой инициативой, "учитывая, что они люди подневольные", и реальные полномочия не потеряют. Впрочем, "определенные обиды", по его словам, у них все равно останутся.

Между тем уже подсчитано, что переименование президентской должности будет стоить региональным бюджетам от 3 до 10 миллионов рублей.

Автор:
источник: корреспонденты "Кавказского узла"