Людмила Алексеева: "Надо всеми способами добиваться восстановления доверия между властью и гражданами"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Текст, подготовленный для выступления председателя Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой на встрече лидеров правозащитных организаций Северного Кавказа с президентом России Дмитрием Медведевым и его полномочным представителем в Северо-Кавказском федеральном округе Александром Хлопониным 19 мая 2010 года. Мероприятие подготовлено Советом при президенте России по содействию развитию института гражданского общества и правам человека под руководством Эллы Памфиловой.

*   *   *

Уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемый Александр Геннадьевич, уважаемые коллеги!

Вот уже в течение 15 лет на Северном Кавказе – сначала в Чечне, а затем и в Ингушетии, и в Дагестане, и в Кабардино-Балкарии отношения власти к гражданам строятся по одному и тому же сценарию: все подозреваются в сочувствии боевикам, поэтому ведущая роль отведена силовым структурам и ставка делается на подавление, на внушение страха. Отсюда – бессудные убийства на месте и захваты, главным образом молодых мужчин, бесследное исчезновение захваченных или их трупы со следами пыток. Результат этой стратегии повсюду один и тот же – не прекращающаяся партизанская война, несмотря на серьезные усилия подавить ее. Это показывает, что к боевикам постоянно поступает пополнение.

Я стараюсь встать на точку зрения тех, кто такую стратегию осуществляет. Они полагают, что сочувствие к боевикам широко распространено среди мирных жителей и, возможно, считают, что лучше схватить кого-то раньше, чем он успеет чем-то боевикам помочь, чем пропустить того, кто им помогает. Но люди – не только те, чьих родственников или друзей схватили, но и их соседи и все вокруг - думают иначе. Ведь они сами могут оказаться в таком же ужасном положении. И поэтому каждый (настаиваю – каждый) такой случай усиливает неприязнь к власти и ее представителям и солидарность с боевиками. Я постоянно слышу не только от родственников, но и от не пострадавших от таких бессудных захватов и убийств людей, что хватают ни в чем не повинных мужчин, что схваченных дома, без оружия потом выдают за уничтоженных в бою боевиков и что таким образом сотрудники ФСБ и милиционеры зарабатывают поощрение якобы за борьбу с боевиками и террористами – повышение по службе, в должности и в звании, награды, премии. Наверное, не всегда это так. Но и власти не хотят признать возможность ошибок, утверждают, что для каждого захвата были серьезные основания. И не предусмотренный порядок таких захватов тоже оправдывают: мол, представиться, предъявить документы, как положено по закону, опасно. Может случиться, что, пока соблюдаешь эту процедуру, будешь застрелен.

Так все выше и плотнее становится стена взаимного недоверия и отчуждения между властью и гражданами. В Чечне, в Ингушетии, в Дагестане и в Кабардино-Балкарии это отчуждение уже переросло практически в необъявленную войну власти против граждан и граждан против власти. Продолжение стратегии подавления может лишь усугубить и без того уже тяжелейшую ситуацию. Легкого и быстрого выхода из этой тяжелейшей ситуации, нагнетавшейся годами, нет. Единственный способ ее улучшения – тот, который, оказавшись на посту президента Ингушетии, пытается продвинуть Юнус-Бек Евкуров: всеми способами добиваться восстановления доверия между властью и гражданами, одновременно усиливая уничтожение незаконных военных формирований. Но для этого необходимо полностью прекратить бессудные захваты и расправы. Без этого ничего не получится. И нужно заботиться об улучшении экономического положения людей, обеспечить их работой, особенно молодежь – дать им возможность учиться или работать, а не бездельничать поневоле и ждать, пока тебя схватят по подозрению в помощи боевикам. Назначение на Северный Кавказ Александра Геннадьевича Хлопонина, я так понимаю, вызвано именно осознанием необходимости улучшить условия жизни граждан в этом регионе.

Правозащитники, работающие на Северном Кавказе, знают, как для этого необходимо преодоление отчуждения между властью и гражданами, как необходимо сотрудничество между правозащитниками и правоохранительными институтами.

Важным шагом к налаживанию такого сотрудничества могла бы стать большая конференция с участием и тех и других для совместной разработки предложений президенту и затем периодическое проведение таких конференций.

Первую такую конференцию можно было бы провести в Ставропольском крае (а президент Евкуров приглашает для этого в Ингушетию), а потом, возможно, совместно или по отдельным республикам.

Если Вы, Дмитрий Анатольевич, согласны с этим предложением, помогите нам, пожалуйста, своим указанием соответствующим государственным структурам участвовать в подготовке и проведении в подготовке такой конференции.

Благодарю за внимание.

19 мая 2010 года

Автор: