В Нальчике представители власти и общественности решали, как бороться с экстремизмом

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

С идеологией невозможно бороться силовыми методами, общественность должна более активно участвовать в решении этой проблемы. К такому выводу 28 апреля пришли участники на научно-практической конференции на тему "Повышение роли общественности в противодействии экстремизму и терроризму", организованной Общественной палатой Кабардино-Балкарии. В ее работе приняли участие общественные деятели, ученые и депутаты Парламента республики.

Один из руководителей мусульманской общины республики Назир Ахматов считает, что такие основные принципы ислама как высокий нрав, толерантность и терпимость открыли перед этой религией врата всех государств мира. "В России также пора осознать, что ислам и его представители являются оплотом федерализма в нашей стране", - заявил Назир Ахматов.

Происходящее на Северном Кавказе раис-имам Нальчика связал со стремлением некоторых держав к мировому господству. "Орудием для достижения своих целей в геополитике был избран ислам, а точнее непросвещенные мусульмане и пакет социальных проблем в регионе. Конфликт, сфабрикованный с использованием именно ислама, был осуществлен с помощью ложных канонов ислама, к которым духовная элита оказалась неготовой".

По мнению Назира Ахматова,  некоторые СМИ целенаправленно занимаются  дискредитацией ислама, но не бандитов.

"Многие корреспонденты предпочитали встречаться в горах и лесах с боевиками, но не с  авторитетными богословами, которые могли отвести необоснованные обвинения в адрес ислама. Показывали сцены насилия на фоне выкриков "Аллах Акбар!", что категорически несовместимо с основами шариата. Эти сцены не повышали престиж ислама в обществе. Подобная политика СМИ принесла большой вред – многие стали рассматривать ислам, как источник угрозы общественной безопасности и никто не удосужился провести межу между исламом и геополитическими интересами некоторых держав", - отметил в своем выступлении Назир Ахматов.

Он привел в пример как телеканал Аль-джазира ведет идеологическую борьбу с терроризмом и экстремизмом. "Телеканал показал сюжет, как западные спецслужбы вербуют людей, готовят из них амиров и размещают их в среде верующих. По этому каналу  постоянно выступают авторитетные исламские богословы и осуждают акты насилия", - рассказал участник дискуссии.

Кроме этого, по мнению Ахматова, во главе мусульманских общин должны стоять  интеллектуалы, разбирающиеся в происходящих в мире процессах. "Богослов должен быть воспитан в духе любви к отечеству, и с достаточным багажом знаний", - подчеркнул Назир Ахматов.

Вернуть ситуацию в правовое поле



Адвокат Лариса Дорогова считает, что причиной продолжающегося противостояния радикальных исламистов и правоохранительных органов остаются незаконные методы, которые последние применяют в борьбе с радикалами. Она привела целый ряд фактов похищений людей, незаконные задержания. По мнению Дороговой, происходящие нападения на сотрудников правоохранительных органов является ответом на эти действия. 

Только возврат ситуации в правовое поле может изменить ее, считает известный адвокат. Эту же мысль высказали правозащитник Валерий Хатажуков и профессор КБГУ Мурат Хоконов. По мнению Хоконова, в республике слабо используется ресурс судебной власти. "В республике почти не было случаев, чтобы дело о религиозном экстремизме было доведено до судебного решения",- отметил Хоконов.

"Для успешного противостояния радикализму надо избавить власть от имиджа преследователей религии", - сказал выступающий. По его мнению, наличие такой проблемы, как коррупция, для республики может иметь гораздо более негативные последствия в силу фактора наличия религиозного подполья, чем для других регионов, где коррупция также имеет место.

Заместитель министра внутренних дел КБР Наурби Жамборов и начальник отдела религиозных организаций Министерства по делам молодежи Арсен Жамборов посвятили свои выступления анализу причин зарождения в республике радикального ислама. Оба выступающих отметили, что в произошедшем большую роль сыграли изменение общественного политической ситуации в стране, фактор чеченской войны и общая нестабильность в 90-х годах.

В борьбе с религиозным экстремизмом в республике с 1995 года погибли 67 человек



Наурби Жамборов выделил три этапа в зарождении религиозного экстремизма.

Первый начался во второй половине 80-х годов, характеризуется повышенным интересом к исламу, восстановлением связей с соотечественниками за рубежом, стремлением некоторой части молодежи получить богословское образование на Ближнем Востоке. 

Второй этап - 90-е годы, характеризуется бурным развитием ислама. Устанавливаются контакты с лидерами незаконных вооруженных формирований. Именно на почве религиозных взглядов, многие выходцы из КБР принимали участие в боевых действиях против федеральных сил. Происходит проникновение в республику идей "чистого ислама". Засылаются эмиссары, которые оказывают влияние на религиозную ситуацию.  В районах республики создается сеть так называемых джамаатов со своими амирами. Формируется управленческая структура со своими отделами – по экономике, правовой, и даже по связям со СМИ.

"До начала 2000 года в КБР насчитывалось около 20 таких джамаатов. Первоочередной задачей джамаатов было привлечение на свою сторону новых членов, завоевание авторитета среди населения и, в первую очередь, среди молодежи неработающей.  Стратегической задачей ставилось создание исламского государства с шариатской формой правления на территории Северного Кавказа", - рассказал Наурби Жамборов.

Третий этап, по его словам, начался с 2000 года и продолжается по настоящее время. Характеризуется крайней экстремистской направленностью, открытым противодействием органам государственной власти республики, подготовкой и проведением  террористических актов с применением огнестрельного оружия и взрывчатых веществ.

"С 1995 года МВД республики потеряло 66 сотрудников. Ночью потеряли еще одного. Итого 67 сотрудников", - сказал замминистра. Он уточнил, что некоторые СМИ неправильно интерпретировали его выступление, в котором он отмечал, что МВД республики потеряло 150 человек. Он уточнил, что более 150 сотрудников погибли во время выполнения ими служебных обязанностей, но конкретно в борьбе с религиозным экстремизмом погибли 67 человек.

Как сообщал "Кавказский узел", в республике сейчас неспокойно. Периодически происходят обстрелы и нападения на представителей правоохранительных органов, спецоперации, силовики обнаруживают тайники боевиков с оружием и взрывчаткой.

Ранее Наурби Жамборов заявил, что вооруженное подполье в Кабардино-Балкарии насчитывает около полусотни человек. По данным правоохранительных органов, после гибели 24 марта лидера боевиков КБР Анзора Астемирова, боевиков республики возглавил 39-летний житель Кенже Арсен Татаров.

Автор:
источник: собственный корреспондент "Кавказского узла"