Масштабная спецоперация против боевиков в Чечне пока не дает результатов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Более месяца назад президент Чечни Рамзан Кадыров объявил о начале очередной масштабной спецоперации против участников вооруженного подполья. В зону проведения операции были включены все горные и ряд предгорных районов республики, однако серьезных результатов в борьбе с боевиками не достигнуто.

Главной задачей, которую Кадыров 19 января поставил перед командирами подразделений, было найти и уничтожить лидера сепаратистов Докку Умарова и лиц из его ближайшего окружения. Руководителем акции был назначен двоюродный брат Кадырова — Адам Делимханов, депутат Государственной Думы России, советник президента Чечни.

Тогда же ряд чеченских экспертов выразили мнение, что объявленная Кадыровым спецоперация может являться своего рода пиар-кампанией и напрямую связывали это решение с назначением на должность полпреда президента России в созданном Северо-Кавказском федеральном округе бывшего губернатора Красноярского края Александра Хлопонина. По стечению обстоятельств о начале крупномасштабной силовой акции против участников вооруженного сопротивления было объявлено в день назначения Александра Хлопонина полпредом.

Четыре с половиной недели проведения операции силовыми структурами не дали особых результатов. За это время, согласно официальным данным, на территории Чечни сотрудниками силовых структур были ликвидированы две группы боевиков численностью в четыре и пять человек соответственно.

В обоих случаях силовики отрапортовали о том, что среди убитых участников вооруженного подполья были командиры среднего звена боевиков - амиры Чингисхан Гишаев и Ильман Эстамиров. 15 февраля в Гудермесском и Курчалойском районах республики произошли два боестолкновения между сотрудниками силовых структур и небольшими группами боевиков, в результате которых погиб один офицер МВД Чечни, а еще два сотрудника правоохранительных органов республики получили ранения. На поиски участвовавших в столкновениях с силовиками участников вооруженного подполья были брошены крупные силы, но найти и уничтожить их так и не удалось.

После этого в Чечне наступило относительное затишье. Каких-то сообщений о новых боестолкновениях в горной и предгорной части республики со стороны официальных структур не поступало. Правда, ночью 17 февраля в Грозном, по словам жителей города, были совершены два террористических акта против силовиков, однако эту информацию власти не подтверждают. В Чечне это связывают с тем, что в эти дни в республике с визитом находилась делегация британского парламента во главе с лордом Джаддом.

Как полагают местные наблюдатели, с наступлением весенне-летнего сезона боевики вновь могут активизировать свои действия в Чечне и соседних с ней республиках.

"У меня есть знакомые в различных подразделениях силовых структур, и когда я спрашивал у них относительно проводимых масштабных операций против боевиков, то они просто отмахивались. По их словам, все "масштабные спецоперации" сводятся к тому, что силовики выезжают в какую-нибудь местность, доходят до первой опушки леса и проводят там несколько дней, причем заходить глубоко в лесные массивы, где реально могут находиться боевики, никто не рискует", - рассказал в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" один из местных экспертов.

По его словам, какие-то результаты бывают только в том случае, если небольшая по численности группа боевиков попадает в засаду. "Естественно, в труднопроходимой горно-лесистой местности преимущество неизменно остается за участниками вооруженного подполья, которые прекрасно ориентируются на местности и месяцами, а то и годами живут в условиях, которые для простого человека просто невыносимы", - говорит собеседник.

По его мнению, ожидать скорой победы над вооруженным подпольем в Чечне, не приходится.

"Вооруженное сопротивление продемонстрировало свою жизнеспособность. Боевые действия ведутся с 1999 года, причем в первые годы против боевиков воевали целые армейские дивизии и бригады Внутренних войск, активно применялись авиация и артиллерия и другое тяжелое оружие, включая ракеты малой дальности. Однако, после того, как военным удалось разгромить крупные подразделения боевиков, война перешла в стадию партизанских действий", - говорит собеседник.

Он отмечает, что теперь силовикам противостоят небольшие по численности, но чрезвычайно мобильные автономные группы боевиков, которые имеют возможность практически беспрепятственно перемещаться по регионам Северного Кавказа и действовать тогда, когда это им выгодно. "Зимой, как правило, отряды боевиков предпочитают отсиживаться на своих базах, но с наступлением весны переходят к активным действиям. Думаю, что и эта весна не станет исключением. Более того, вылазки вооруженного подполья могут стать более масштабными и дерзкими, чем ранее", - убежден эксперт.

Другой местный наблюдатель считает, что руководство Чечни, несмотря на все декларативные заявления и постоянно демонстрируемую готовность уничтожить вооруженное подполье, использует фактор боевиков для извлечения каких-то дивидендов для себя.

"Достаточно вспомнить, сколько раз за последние годы Рамзан Кадыров обещал уничтожить боевиков, которых, к тому же, по его словам, осталось не более 70 человек. Причем отводил на это то неделю, то две, то месяц. В последний раз, если я не ошибаюсь, он намеревался ликвидировать вооруженное подполье до конца прошлого года. О каких достижениях в борьбе с боевиками можно говорить, если за последние год-два в Чечне не был задержан или убит хотя бы один из ведущих командиров боевиков, я уж не говорю об Умарове или его окружении?" – говорит наблюдатель.

Он уверен, что Кадыров использует фактор боевиков для извлечения каких-то выгод для себя и обыкновенного пиара. "Стоит где-нибудь в горах убить одного-двух боевиков, как он тут же наряжается в военную форму и в сопровождении огромной охраны мчится туда, чтобы засветиться перед объективами телекамер и лично объявить об очередном крупном успехе. Вот и вся его "война с бандитами до их полного уничтожения", - утверждает собеседник.

Согласно официальным данным, в 2009 году на территории республики в ходе проведенных спецопераций было убито 148 участников вооруженных формирований сепаратистов, а еще 290 боевиков и их пособников задержаны. При этом только за последние десять месяцев на территории республики погибли более 80 и были ранены 165 сотрудников силовых структур.

Следует отметить, что с момента отмены в апреле прошлого года сохранявшегося в Чечне около десяти лет режима контртеррористической операции (КТО), произошедшей в апреле прошлого года, на территории республики было зафиксировано более 50 взрывов, в том числе девять терактов с использованием смертников. Число убитых сотрудников силовых структур за 300 дней после отмены КТО в республике достигло 84 человек, еще 165 было ранено. Кроме этого, за 300 дней с момента снятия режима контртеррористической операции из Чечни поступили сообщения о как минимум 18 убийствах, 32 случаях ранения о 32 похищениях гражданских лиц.

Таким образом, завершение контртеррористической операции не стало, вопреки надеждам жителей Чечни, началом обещанного мира и стабильности в республике.

"Кавказский узел" продолжает отслеживать ситуацию, которая сложилась в Чеченской Республике после снятия почти 10-летнего режима КТО, и ведет хронику происходящих в республике убийств, терактов и похищений.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказског узла"