Власти Абхазии увязывают продолжение Женевских консультаций с Соглашением о неприменении силы

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Женевские консультации по безопасности в Закавказье стали основной темой пресс-конференции советника президента по международным вопросам Вячеслава Чирикбы, состоявшейся вчера, 8 февраля, в Ассоциации работников СМИ Республики Абхазия 

По его словам, пока что в рамках дискуссий удалось прийти к созданию пятистороннего механизма по предотвращению и реагированию на инциденты. Чирикба назвал это «полезным форматом», с помощью которого стороны обмениваются информацией о ситуации с безопасностью в приграничных районах, где всегда бывают конфликты. 

Напомним, что работа во время женевских дискуссий ведется в двух рабочих группах: первая по вопросам безопасности, вторая — по гуманитарным проблемам. Следующий десятый раунд Женевских дискуссий по безопасности в Закавказье, по его словам, запланирован на 30 марта.

«Однако мы не уверены, что примем в нем участие. Все зависит от того, какая будет повестка дня. Если они опять будут пытаться увести нас в сторону от обсуждения важной проблемы, тогда мы не поедем в Женеву вообще», - заявил Чирикба.

«Главная для нас проблема - достижение Соглашения о неприменении силы. Абхазская, осетинская, грузинская и российская стороны представили свои проекты соглашения. Казалось бы, мы уже подходим к обсуждению содержательного в смысле стабильности и мира в Закавказье документа, но на предыдущих переговорах глава грузинской делегации Георгий Бокерия заявил, что их интересует два вопроса: деоккупация Абхазии и Южной Осетии, т.е. вывод оттуда российских войск и ввод международных сил», - сказал Чирикба.

Это, по его словам, отличается от ранее обсужденной повестки дня дискуссий, и вызвало решительный протест абхазской, российской и югоосетинской делегаций.

«С этим мы и разъехались – без каких-либо результатов», - сказал Чирикба.

Глава абхазской делегации заявил на встрече, что «такие неожиданные повороты на 180 градусов» ставят под вопрос будущее женевского процесса, поскольку исчезает вообще предмет переговоров. 

А если женевские дискуссии прекратятся, то, по словам Чирикбы, «это будет последний канал связи между Абхазией и Грузией, Абхазией и ЕС». «Уже практически ничего не останется, кроме неформальных контактов», - добавил он.  

«Мы ожидали долгого, но обсуждения документов и проектов по неприменению силы, - сказал Чирикба. - Но Грузия заявила, что она заинтересована в подписании этого документа между Грузией и Россией, поскольку не признает Абхазию и Южную Осетию. Но России этот документ не нужен, он нужен странам Закавказья, заинтересованным в стабильности – Абхазии, Грузии и Южной Осетии».

По мнению Вячеслава Чирикбы, Женевский процесс нужен, поскольку для имиджа Абхазии, пришедшего на эти дискуссии уже признанным государством, очень важно было зафиксировать себя на международной арене.

«То, что Абхазия и Южная Осетия выступает во Дворце наций на равных с другими делегациями, положительный факт для нас», - сказал советник президента. 

Говоря об общей атмосфере на международных консультациях, Чирикба сказал, что «ситуация нормальная», однако Грузия ведет разговор в жестком конфронтационном ключе, постоянно называя Абхазию и Южную Осетию оккупированными территориями, а власти этих стран «марионеточными режимами». 

Утвержденную в конце января правительством Грузии новую "Государственную стратегию по отношению к оккупированным территориям", предусматривающую "активную мирную политику объединения Абхазского и Цхинвальского региона с остальной частью страны", Чирикба назвал «экспортным продуктом, не имеющим никакого отношения к Абхазии».

«Не так давно из уст главы Евросоюза прозвучала критика в адрес Грузии о том, что она не гибка в отношении Абхазии и Южной Осетии. Вот они и решили проявить гибкость, создав программу по возвращению Абхазии и Южной Осетии мирным путем, а не военным. Этот документ содержит термины «оккупированная территория», «оккупанты», «марионеточный режим» и т.п. не приемлемые для нас вещи. Этот документ мы не согласны вообще рассматривать», - подчеркнул Чирикба.

Кроме того, Чирикба отметил, что после смены власти в Вашингтоне, американская сторона на Женевских дискуссиях ведет политику наблюдателей, она практически бездействует, и это вызывает недовольство некоторых участников переговоров, поскольку представители прежних властей США активно вмешивались в ход переговоров. 

«Видно, что Грузия не находится в первой полосе повестки дня, и что американцы не имеют такого интереса к Грузии, как имела предыдущая администрация. Здесь меньше идеологии, больше прагматизма, нежелание раздражать Россию и портить с ней отношения из-за Грузии», - отметил Чирикба. 

Абхазскую сторону, по его словам, интересуют также вопросы реституции и возмещения ущерба, поскольку в результате военного конфликта 1992-1993 гг. республике и гражданам Абхазии был нанесен огромный ущерб.

При этом Чирикба подчеркнул, что никаких вопросов о возвращении беженцев в другие районы Абхазии, кроме Гальского, не обсуждается.

Как сообщил глава абхазской делегации, Грузия отказывается признавать организованное Сухомом возвращение беженцев, называя его спонтанным.

«Необходимо признание того, что мы в одностороннем порядке пошли на возвращение беженцев, которые живут здесь уже больше 10 лет. Запад в лице Управления верховного комиссара по делам беженцев не может вопреки Грузии признавать возвращение беженцев и даже регистрировать их. 55 тысяч человек вернулось в Гальский район, но фактически они считаются беженцами на территории Грузии. Наша задача – добиться того, чтобы, во-первых, прошла верификация вернувшихся беженцев и вычеркнуть их из общего списка беженцев. Во-вторых, необходима верификация беженцев в Зугдидском районе Грузии. Цифры должны быть прозрачными и доступными для всех. И только тогда можно говорить о чем-то другом», - сказал Чирикба.

Отметим, что 1 марта 1999 года власти Абхазии начали одностороннее возвращение грузинских беженцев в Гальский район республики. С того времени сюда вернулось от 55 до 60 тыс. беженцев. Несмотря на неоднократные обращения руководства Абхазии к УВКБ и другим международным организациям, процесс регистрации вернувшегося населения так и не начат.

Женевские дискуссии проходят в рамках плана Саркози-Медведева, который был подписан 12 августа 2008 года, по окончании пятидневного военного конфликта в Закавказье. На них представители Грузии, Абхазии, Южной Осетии, России и США при участии ОБСЕ, Евросоюза и ООН обсуждают ситуацию в зонах грузино-абхазского и грузино-осетинского конфликтов.

Первый раунд Женевских дискуссий состоялся 15 октября 2008 года.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"