Черкасов: отдел по розыску похищенных в Чечне не сломает «систему организованной безнаказанности»

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Создание специального органа под руководством главы Следственного комитета,  целью которого станет розыск без вести пропавших в Чечне не изменит ситуации в республике. Об этом заявил Член правления Правозащитного центра «Мемориал» Александр Черкасов.

«За десять лет на Кавказе сложилась система организованной безнаказанности. И никакие формальные действия, никакие смены документов ее не сломают», - считает Черкасов.

Отметим, что 2 марта при управлении Следственного комитета прокуратуры Чечни (СКП) был создан специальный отдел для расследования похищений людей. По заверению главы СКП РФ Александра Бастрыкина, отдел будет работать в тесном взаимодействии с родственниками похищенных.

По мнению Черкасова, большая часть похищений людей была совершена за первые годы второй чеченской войны, то есть с 1999-го по начало 2000-х. За этот период времени, до трех тысяч человек были похищены или исчезли.

«И что теперь может сделать прокуратура? Что может сделать следственный комитет, который принял теперь на себя функции следствия?», - сказал  правозащитник в эфире Радио «Свобода».

«Проблема здесь в самом начале следствия. В первых месяцах, когда вместо каких-то действий, вместо того, чтобы искать виновных, вместо того, чтобы искать пропавших, заводили дела и тут же их клали в стол. А если все же дела удавалось как-то расследовать, они потом отвергались военной прокуратурой», - утверждает Александр Черкасов.

В качестве примера он привел дело Ильянова, Табжанова, Изнаурова - троих грозненских подростков, которых псковский ОМОН задержал в июне 2000 года и передал в 8-ю бригаду внутренних войск.

«Военная прокуратура не приняла к производству результаты работы прокуратуры территориальной. Дело решено только в Страсбурге», - говорит Черкасов.

При этом, по словам правозащитника, в Чечне продолжают похищать людей.

«Сводная мобильная группа российских правозащитников, работающая с ноября в Чечне, занимается шестью такими делами», - сказал сотрудник Правозащитного центра «Мемориал».

Он также раскритиковал предложение Следственного комитета при Генпрокуратуре РФ для лучшей работы и лучшего раскрытия преступлений снять у всех жителей на Северном Кавказе отпечатки пальцев.

«Неужели дактилоскопирование всего Кавказа как-то пополнит пустые досье, позволит найти виновных, тех, кто совершив преступление, уехал далеко за пределы Чечни? Неужели сводная мобильная группа, а вместе с тем и прокуратура и Следственный комитет, получат содействие в расследовании преступлений, которые предположительно совершены именно местными силовиками, подчиняющимися местной власти», - резюмирует Александр Черкасов.

Напомним, что в последний раз о похищении в Чечне "Кавказский узел" сообщал 11 декабря 2009 года. Тогда был похищен гражданин республики Ислам Умарпашаев. А предыдущее похищение произошло 31 октября 2009 года, когда в Грозном и Грозненском районе Чечни неизвестными силовиками были захвачены и увезены в неизвестном направлении женщина и молодой человек.

В целом же, в 2009 году по сравнению с 2008 годом, по данным ПЦ "Мемориал", в Чечне возросло число похищений людей. В период с января по ноябрь 2009 года в республике, по данным «Мемориала», было похищено 90 человек — из них 58 были освобождены или отпущены, 10 были найдены мертвыми, 18 исчезли и четыре находятся под следствием. За аналогичный период 2008 года было похищено 28 человек. Из них 15 были освобождены или выкуплены, девять исчезли, пятеро находятся под следствием. Отметим, что в число похищенных ПЦ "Мемориал" включает также людей, задержанных без соблюдения надлежащих процедур.

Автор: