Судебный процесс по делу о нападении на Нальчик. Состояние подсудимых

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сообщение Правозащитного Центра "Мемориал".

В ходе нападения на г.Нальчик Кабардино-Балкарской Республики 13 октября 2005 года погибли 35 сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, 14 мирных жителей, а также 92 нападавших. По данному нападению были возбуждены уголовные дела и привлечено 58 человек (изначально было 59; подсудимый Валера Болов умер из-за цирроза печени). Им инкриминируется совершение преступлений по статьям: 105 (убийство), 205 (террористический акт), 209 (бандитизм), 210 (организация преступного сообщества (преступной организации) или участие в нем (ней)), 222 (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств), 317 (посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов) и др. УК РФ. По версии обвинения, все преступления были направлены против конституционного строя РФ, на отделение КБР от РФ и создание на территории КБР отдельного государства. Подсудимые вину по предъявленным обвинениям не признают. Лишь некоторые признают "незаконное ношение и хранение оружия".

Судебный процесс начался в Верховном суде КБР в ноябре 2007 года под председательством судьи Мухамеда Ташуева. После этого целый год в ВС КБР безуспешно пытались сформировать коллегию присяжных. В январе 2009 года вступил в силу закон об отмене суда присяжных по делам, связанным с терроризмом (закон обжалован в Конституционном Суде РФ, но решение по жалобе до сих пор не принято).

В марте 2009 года дело начала рассматривать коллегия из трех профессиональных судей под председательством судьи ВС КБР Галины Гориславской.

По состоянию на 11 декабря 2009 года, рассмотрены почти три эпизода нападения (всего в деле более 10 эпизодов). Опрошены десятки свидетелей и потерпевших, которые подтвердили только сам факт событий 13 октября. При этом некоторые из них показали, что с 1999 года власти вели преследование лиц, исповедующих ислам: людей ставили на профессиональный учет только по религиозной принадлежности с формулировкой "как лицо, исповедующее радикальный ислам и ваххабизм". В отношении этих людей зафиксированы факты массовых нарушений прав человека – такие, как незаконные задержания, пытки, похищения, убийства. Некоторые свидетели обвинения показали, что в отношении задержанных применялось насилие со стороны сотрудников правоохранительных органов.

Указом Президента РФ от 2 декабря 2009 года Галина Гориславская была назначена на должность судьи Московского областного суда. Это означает, что рассмотрение дела начнется заново, возможно, в другом регионе.

В период следствия и суда остро встал вопрос неоказания квалифицированной медицинской помощи подсудимым, некоторые из которых тяжело больны. Именно из-за не оказания медицинской помощи умер подсудимый Валера Болов. У Болова был хронический гепатит, который во время заключения перешел в цирроз печени. Подробнее о неоказании медицинской помощи подсудимым см. в приложении.

Приложение

Расул Кудаев1 - один из подсудимых, больных гепатитом. У него есть и другие проблемы – боли в сердце, спине, в области печени, почек. Последние два месяца на судебных заседаниях он лежит, так как в других положениях находиться не может. На жалобы со стороны Кудаева руководство СИЗО реагирует ухудшением условий содержания. Например, его неоднократно сажали в карцер. Хроническим гепатитом Расул Кудаев болел до заключения под стражу. Вначале на жалобы и заявления защиты, в которых содержалась просьба оказать ему помощь и назначить лечение, медицинские работники СИЗО заявляли, что у Кудаева гепатит не выявлен. Однако на запрос от 22 декабря 2008 года руководство СИЗО ответило, что при ультразвуковом исследовании у Кудаева выявлен хронический гепатит. Правда, через некоторое время уточнило, что такой диагноз был выставлен по жалобам самого Кудаева, на самом же деле гепатит не обнаружен. На неоднократные запросы суда администрация СИЗО отвечает, что у Кудаева гепатит находится в стадии ремиссии (улучшения, ослабления симптомов). Между тем, медицинская карта Кудаева со всеми документами, подтверждающими наличие гепатита и других заболеваний, была изъята прокуратурой и до настоящего времени не возвращена. Медицинские документы были изъяты из дома Фатимы Текаевой – матери Расула Кудаева.

На судебном заседании 3 декабря 2009 года Кудаеву стало плохо (жалобы на тошноту, рвоту желчью и массой коричневого цвета, боли в области живота), но даже при этом суд не сразу отреагировал и продолжал допрос свидетелей. Самочувствие Кудаева ухудшилось с утра, но скорую помощь ему вызвали только после обеда. Вначале прибыл сотрудник медицинской части СИЗО. Он выдал очередную справку с диагнозом "практически здоров" и сказал, что в судебном заседании Кудаев участвовать может. Работники скорой помощи поставили другой диагноз – "язвенная болезнь желудка в стадии обострения и желудочное кровотечение". Но даже с таким диагнозом Кудаева не госпитализировали: сотрудники СИЗО снова осмотрели его и пришли к заключению, что он в госпитализации не нуждается. При этом документы, подтверждающие данный вывод, не представили, помощь не оказали.

В начале июня 2009 года под угрозой голодовки сорока подсудимых суд согласился предоставить полноценное лечение в центре "СПИД" больному тяжелой формой гепатита Сергею Казиеву. До этого Казиеву оказывали лишь формальную помощь в лазарете ИК-3, где курс лечения состоял из уколов препарата баралгин. 25 июня судебные заседания были приостановлены на две недели в связи с тем, что Казиев не мог принимать в них участие. Для Казиева пригласили независимого врача из Ессентуков, который поставил диагноз – "острый флебит правой верхней конечности, ангиосепсис, хронический гепатит "С" с исходом в цирроз печени, субкомпенсированный, выраженный астенический синдром" – и настоял на срочной госпитализации. Казиев, как и другие подсудимые, неоднократно заявлял о неоказании ему медицинской помощи. Сергей Казиев – заявитель в Европейский суд по правам человека.

Подсудимый Эдуард Миронов также неоднократно письменно обращался к начальнику СИЗО с просьбой направить его на обследование (жалобы на боли в области печени, слабость, головокружение). Врачи СИЗО ему отказали.

26 июня 2008 года у подсудимого А.С. Ахкубекова ухудшилось самочувствие. Он обратился за медицинской помощью – ему отказали. 28 июня состояние стало критическим, обращение к руководству СИЗО результатов не дало. Защитники подали жалобу прокурору по надзору за условиями содержания под стражей. Со своей стороны Ахкубеков заявил, что ждать смерти, как Болов, не будет, а вскроет себе вены. Только после этого он был переведен в ФБУ ИК-3 (федеральное бюджетное учреждение исправительная колония-3) в с.Каменка. Там был поставлен диагноз пневматоракс – разрыв легкого, была сделана операция. В тот момент состояние Ахкубекова было критическим. После операции его содержали в помещении камерного типа, рассчитанном на одного человека (по словам Ахкубекова, это помещение – изолятор для нарушителей режима). После обращения к руководству учреждения и беседы с ними он был перемещен в палату, предназначенную для лечения больных с подобным диагнозом. По мнению защиты, разрыв легкого – это результат применения недозволенных методов ведения следствия в отношении Ахкубекова. Они передали информацию о преступном бездействии медперсонала СИЗО в прокуратуру КБР с просьбой провести проверку, но ответа так и не получили.

Многие подсудимые заявляют, что администрация СИЗО к ним в камеры подсаживает больных с открытой формой туберкулеза и другими инфекционными заболеваниями. Так, об этом во время судебных заседаний неоднократно заявлял подсудимый Сараби Сеюнов. Позже он сделал заявление об ухудшении здоровья и кровохарканьи. При обследовании у Сеюнова был выявлен туберкулез, которым он раньше не страдал.

16 декабря 2009 года

Примечания:

  1. Бывший узник американской тюрьмы Гуантанамо (Куба). Его тезка был кадием Кабардино-Балкарского джамаата. Скрывался за границей. Возможно, совпадение в именах и фамилиях (отчества разные) стало поводом для привлечения Расула к уголовной ответственности. Учитывая, что он проживал в пос.Хасанья – одном из мест, где активно действовал джамаат, – на суде ему отвели одну из главных ролей в событиях 13 октября 2005 года.
источник: Правозащитный центр "Мемориал"