Как Адыиф стала женой Саусоруко

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Адыиф с мужем Культыбгу жила в замке на высокой скале в верховье реки Малый Инджидж. Река, сжатая с двух сторон отвесными скалами, в том месте отличалась особым бешенством и неукротимостью.

Жили супруги в своем замке совсем одни. Культыбгу статному, широкому в плечах нарту, мужества было не занимать. Он ходил в одиночку в дальние набеги – в страну великанов, к чинтам – и всегда возвращался с табуном лошадей.

Заслышав среди ночи конский топот и ржание, жена встречала мужа, натянув между утесами полотняный мост и осветив его своей лучистой рукой. Она звалась Адыиф – светлорукой, нарты, восхищаясь ею, говорили, что, подняв руку, она превращает ночь в день, а дождь в солнце.

Как-то раз вечером, обращаясь к жене, Культыбгу с гордостью сказал:

– Не было еще случая, чтобы я вернулся домой без добычи! Разве это не достойно восхищения! Не знаю среди нартов никого, кто может сказать о себе такое. Кто из них мог бы сравниться со мной мужеством, доблестью и предприимчивостью?!

– Не слышала, чтобы самовосхваление нарты считали достойным занятием, - ответила Адыиф. - Но даже если оно и становится для них нормой, нелишне было бы хоть одним словом упомянуть о том, кто тебе в этом деле постоянно помогает.

– Да, но у меня нет помощников, - возмутился муж. - Зачем мне они, я великолепно справляюсь сам!

– А что ты скажешь о той, кто всякий раз стелет перед тобой полотняный мост и освещает его? - не унималась женщина. - Или это для тебя ничего не значит?

– Могу обойтись и деревянным мостом! - вскипел Культыбгу. – Он-то еще цел. И светить мне больше не смей! Клятвенно заявляю об этом!

Он тут же снарядился, оседлал коня и уехал. Скоро, в одну из темных ночей он вернулся с большим табуном. Сто лошадей пестрой масти, восемьсот белогривых пригнал он разом.

Долго он метался с табуном по берегу, пытаясь направить лошадей на мост, но они только храпели, учуяв под ногами бездну. И вот, наконец, ему удалось справиться.

Адыиф по звукам, доносящимся с противоположного утеса, без труда поняла, что это ее муж. Она долго сдерживалась, помня о его запрете, но затем решилась пренебречь им. Рука ее, выглянувшая из окошка, осветила на мгновенье ущелье.

Дошедшие до середины моста лошади испугались яркого света и стали пятиться, напирая друг на друга. Видя, чем оборачивается ее помочь, женщина спохватилась, быстро прибрала руку. Но внезапно павшая тьма повергла лошадей в еще больший ужас. В толчее они стали падать в реку и увлекли за собой всадника.

Все еще надеясь найти мужа живым, красавица Адыиф до утра осматривала ущелье, освещая его из замка. С рассветом она сама отправилась на поиски. Ниже по течению всюду лежали трупы лошадей, мужа нигде не было. Рыдая и рвя на себе волосы, она продолжала спускаться, а кровь, разбрызганная ею, оставалась на скалах.

Читатель, нанеси свой регион или населенный пункт на Яндекс-карту Кавказа!

У каждого места на Кавказе есть свое предание, но знают эти истории единицы. Расскажи легенду о своей малой родине миллионам пользователей Рунета - опубликуй её на Вики "Кавказского узла".

Тело Культыбгу нашли сошедшиеся на стенания соседи. Оно лежало на отмели в том месте, где река успокаивается, свободно растекаясь по долине. Похоронили его под замком и назначили день, когда по нартскому обычаю над могилой соорудят курган.

В день, когда курган возвели, и люди уже разошлись, Адыиф все еще оставалась у подножья, не обращая внимания на моросящий дождь. Там ее и увидел проезжавший мимо нарт Саусоруко. Женщина ему сразу приглянулась.

Он спешился, подошел к ней и предложил помощь. Она отвечала, что помочь ей уже невозможно – ее муж покоится под этим курганом. Тем не менее она приняла его предложение спрятаться от дождя под буркой. Там было сухо и тепло.

Но тут произошло то, что она никак не могла ожидать. Не вступая в разговоры, Саусоруко овладел ею.

– Что ты сделал? - спросила Адыиф, придя в себя. - Со мной такого еще никогда не было.

– Мы сделали то, что бывает между мужчиной и женщиной, - ответил нарт. - То, ради чего они живут вместе. Но как ты при живом муже до сих пор оставалась девушкой?

– Когда во мне возникало неведомое желание, он советовал сечь воспаленное место стеблем дурнишника1, - сказала она.

– Он лишал тебя многого!

– Я думала, он - мужчина, а оказалось, что нет! Он лишал меня того, без чего и жизнь оказывается не в радость! Не должен он лежать под этим курганом! Его тело нужно отдать собакам и воронам на растерзание!

Сказав так, Адыиф взяла лопату и начала раскапывать курган. Но Саусоруко остановил ее. Правда, получилось это у него не сразу.

Вскоре после встречи у кургана Адыиф стала женой Саусоруко и покинула замок.

А курган так и остался: в двух местах из его основания изъята земля. Она тут же и лежит – в двух небольших холмиках. И зовется он ныне Полкургана. Не по имени нарта, чей прах покоится под ним.

Как рассказывают, даже сейчас можно посетить замок, где жила Адыиф. Видны на скалах и кровавые пятна. А когда река поднимается до их уровня, вода пропитывается красноватым оттенком.

От редакции: Другие материалы об Адыгее доступны на страницах "Кавказского узла" в разделах "Новости", "Энциклопедия", "Нормативные акты", "Фотоальбом" и других.

  1. Дурнишник, колючее растение.
Автор: