Прокуратура Южной Осетии проводит проверку по факту сожжения книг в Цхинвале

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Генеральная прокуратура Южной Осетии начала расследование по факту сожжения книг из библиотеки Югоосетинского государственного университета (ЮОГУ) в Цхинвале. Как сообщил заместитель генпрокурора республики Эльдар Кокоев, если информация о незаконных действиях подтвердится, будет возбуждено уголовное дело.

Информация о сожжении сотен книг в Южной Осетии у здания университетского общежития появилась и стала распространяться несколько дней назад. По словам очевидцев, работники университета сложили книги недалеко от гостиницы "Алан" и подожгли. Среди сожженных книг были как старые учебники по истории КПСС, так и "Средневековая религиозная поэзия X века", и книги Гете.

"Эта новость сразу вызывает отторжение, не разбираясь в том, что это за книги, - пишет в своем онлайн-дневнике на "Кавказском узле" журналист Алан Цхурбаев. -Хотя, как я понял, книги-то были неплохие, некоторые, по крайней мере".

Главный редактор газеты "XXI век" Тимур Цховребов, ставший очевидцем инцидента, говорит, что книги были в хорошем состоянии. "Мы с друзьями взяли оттуда несколько, в основном зарубежную классику. Даже наш таксист нашел для себя "Историю французской литературы"", - рассказал Цховребов. По его словам, было сожжено около тонны книг. "На следующий день мы увидели кучу пепла размером три на пять метров. Через сутки пепелище продолжало гореть, что говорит о том, как было много книг", - подчеркнул журналист.

По некоторым данным, распоряжение об уничтожении литературы отдал ректор университета Теймураз Кокоев, а в курсе "варварской акции" был и министр образования и науки Южной Осетии Анатолий Кусраев, пишет газета "Коммерсант".

Проректор вуза Мария Кабисова, между тем, заявила этому же изданию, что книг никто не жег, а списанные "учебники по марксизму-ленинизму" лишь выбросили на свалку. Правда, Кабисова при этом отметила, что вуз принял "решение об уничтожении" книг - но не уточнила, как именно это планировалось сделать.

Ректор университета Теймураз Кокоев сообщил, что "не было никакого сжигания", а процитированное выше заявление Цховребова он назвал "ложью", "провокацией" и "политической пиар-акцией" против Южной Осетии. Министр образования и науки республики Анатолий Кусраев заявил, что "не знает, сжигали ли книги". По его мнению, произошла лишь "утилизация пришедших в негодность единиц хранения" и это "самый обычный процесс".

"В здании общежития Юго-Осетинского государственного университета расположена библиотека университета. В настоящее время там проходит ремонт, и библиотеку переместили в другое помещение. Когда перемещают библиотеку, любой библиотекарь воспользуется этим моментом, чтобы почистить фонды. Чистка фондов происходит всегда в любой библиотеке мира. При этом экземпляры, которые признаются ненужными, либо передаются куда-либо, либо что-то с ними происходит. Кроме ненужных экземпляров, бывают экземпляры, которые развалились физически, которые не подлежат лечению, подлежащие утилизации, то есть происходит самый обычный процесс", - цитирует слова Кокоева агентство "Рес".

По словам ректора, здание ЮОГУ во время войны прошлого года было полностью сожжено, однако основная часть библиотеки сохранилась. "В Цхинвале сегодня катастрофически не хватает литературы. Каждая книга для нас представляет ценность, и все нужные книги студенты старательно складывали во время ремонта в стопки. А то, что мы сжигали книги, пусть и ненужные, это неправда. Лишние книги мы временно оставили лежать во дворе библиотеки, пока не решат, что с ними делать", - отметил Кокоев, по словам которого, эта информационная волна была поднята не случайно, а как раз накануне отправки первой машины с книгами из России в Южную Осетию.

Как отмечается в сообщении на сайте Министерства печати и массовых коммуникаций Южной Осетии, целью такой "информационной провокации" могло быть желание вызвать социальный протест оказанию Россией гуманитарной помощи Южной Осетии и, как итог, подвести к тому, что решение о признании независимости юго-осетинской государственности было неверным.

Сообщение о сожжении книг в ЮОГУ поступило в преддверии того, как в центральную библиотеку Цхинвала и библиотеки югоосетинских вузов должны были поступить книги, собранные в ходе широко разрекламированной международной благотворительной акции. В ней приняли участие десятки российских городов, а также Белоруссия, Украина и Индия. Губернатор Алтайского края Александр Карлин, например, подарил Цхинвалу полное собрание сочинений Василия Шукшина. Еще 800 книг собрали в Ненецком автономном округе, 1 тыс. книг подарили индийские власти. Последнее мероприятие акции прошло во вторник, 15 сентября, в Госдуме.

Работа по сбору книг для библиотек Южной Осетии, пострадавших в результате военных событий августа прошлого года, была организована Международной общественной ассоциацией благотворительных фондов "МАМА", при поддержке Региональной общественной организации "Возрождение". "Кавказский узел" писал о такой акции в Москве и Ростове-на-Дону.

"Россия реально помогает Южной Осетии — восстанавливает жилье, дороги, строит газопроводы и собирает вот такие вот книги, заново создавая библиотеки, без которых не может быть нормальной человеческой жизни",— заявил глава парламентского комитета по международным делам Константин Косачев. Всего было собрано 100 тыс. книг, уместившихся в три "КамАЗа". Грузовики должны принять участие в параде военной техники, который посвящен Дню Южной Осетии (парад намечен в Цхинвале на 20 сентября). Предполагается, что "КамАЗы" проедут по улицам города вслед за российскими танками.

Генпрокурор Южной Осетии Таймураз Хугаев заявил, что уже начал "доследственную проверку" инцидента. "Мы запретили утилизацию оставшихся книг и вызвали экспертов для определения их реального состояния и выяснения того, насколько они морально устарели",— пояснил генпрокурор.

"Кроме того, у нас есть претензии и к самой форме утилизации: цивилизованному человеку претит сама мысль о том, что книги можно сжигать",— цитирует прокурора "Интерфакс".

Хугаев не исключил, что по итогам проверки в отношении руководства вуза будет возбуждено уголовное дело по ст. 160 Уголовного кодекса Российской Федерации (растрата чужого имущества).

Автор: