Руслан Аушев не исключает своего возвращения на пост президента Ингушетии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Экс-президент Ингушетии Руслан Аушев заявил, что не может игнорировать мнение 80 тысяч жителей республики, поставивших свою подпись под обращением к президенту Дмитрию Медведеву с просьбой вернуть Аушева на президентский пост в республике.

Представители оппозиции Ингушетии, инициировавшие кампанию по сбору подписей за возвращение Руслана Аушева на пост главы республики, утверждают, что в ближайшие дни документы будут переданы в администрацию президента РФ.

"Понимаю, что земляки, подписываясь, указывали номера паспортов, мужество проявили. Поэтому не могу сказать: "Люди, пошли вон". Когда уходил в 2002 году, так и сказал: "Я все равно с вами остаюсь". И сейчас это говорю", - заявил Аушев в интервью Газете GZT.ru.

Он отметил, что ситуация на Кавказе изменилась в худшую сторону. "За полгода убили 70 сотрудников милиции. На Кавказе перестали говорить о независимости", - заявил Аушев.

По его словам, молодежь радикализируется, не верит ни властям, ни официальному духовенству и все чаще звучит идея жить по шариату. Экс-президент Ингушетии также заявил, что, возможно, следует подумать о введении элементов исламского правосудия в мусульманских регионах России. "Это бы снизило накал недовольства. Светских законов коррупционеры давно перестали опасаться", - отметил он.

Как утверждают сторонники акции, на сегодняшний день собрано свыше 80 тысяч подписей граждан Ингушетии, которые хотели бы видеть Аушева своим президентом. К каждой из них прилагаются паспортные данные и домашний адрес автора. Делается это с тем, чтобы при необходимости соответствующие органы могли проверить подлинность документа.

Предполагается, что вместе с подписными листами Дмитрию Медведеву будет представлено обращение от народа Ингушетии с просьбой отстранить от должности действующего президента республики Мурата Зязикова.

Отметим, руководитель оргкомитета митинга и активный сторонник идеи Магомед Хазбиев в настоящее время находится в Москве, где непосредственно занимается вопросом передачи подписей, а инициатор акции Ахмед Котиев, после проведенного в его доме обыска вынужден скрываться за пределами республики

Ранее корреспондент "Кавказского узла" провел среди местных жителей мини-опрос, в ходе которого выяснилось, что большинство граждан Ингушетии симпатизируют бывшему президенту Руслану Аушеву, однако скептически относятся к попыткам вернуть его к власти.

Молодой предприниматель из Назрани Микаил заявил, что в проводимом организаторами акции опросе общественного мнения не участвовал. По его словам, об этой акции он узнал со страниц интернет-сайта "Ингушетия.Ru".

"Как и многие мои знакомые или родственники, я не видел ни подписных листов, ни людей, которые участвуют в этой кампании. Но отрицать сам факт проведения опроса не могу, - говорит он. - Что касается самой идеи сбора подписей, мне кажется, она изначально обречена на провал. Я не видел, чтобы оппозиция хоть что-то доводила до конца".

Речь идет об акции "Я не голосовал!", которую, не согласные с официальными данными о высокой явке избирателей, сторонники оппозиция проводили по результатам выборов в Госдуму РФ и местный парламент. Собранный материал так и не был подан в прокуратуру. Активисты объяснили это тем, что пересмотр официальных итогов голосования может лишить республику своего представителя в высшем законодательном органе.

"Я сам подписи не ставил, но видел результаты по одному из районов республики. Действительно, люди хотят вернуть Аушева, ведь многие связывают с ним большие надежды на стабильность. При нем в республике действительно был порядок", - говорит молодой человек из Назрани, пожелавший остаться неназванным.

"Руслан - настоящий мужчина! Он реально был хозяином в своей республике и никому не позволял устраивать здесь бардак. Я готов голосовать за него обеими руками", - признался 27-летний Али Барахоев.

Бывший сторонник оппозиции, а ныне далекий от политики житель республики по имени Гелани, напротив, не склонен питать иллюзии относительно Аушева.

"Даже если оппозиция добьется своего, и Аушева поставят во главе республики, он сделает для нее ровно столько, сколько нынешний президент Зязиков", - убежден собеседник.

По его мнению, патриотов и грамотных политиков, способных вывести республику из сложившейся ситуации можно найти и в самой Ингушетии, и для этого "не обязательно звать кого-то из Москвы".

"Нам сейчас нужен руководитель непосредственно из ингушского народа, а не какие-то маргиналы", - считает собеседник.

Местный эксперт, также пожелавший остаться неназванным, в свою очередь, считает, что идея оппозиции не увязывается с планами федерального центра по выстраиванию вертикали власти и вряд ли найдет понимание в Москве. По его словам, акция по сбору подписей в поддержку Аушева - не больше чем попытка лишний раз подтвердить, что он пользуется популярностью в народе.

"Но какой бы популярностью не пользовался господин Аушев, а он имеет авторитет у местного населения, любые попытки вернуть его протестным путем обречены на провал. Не думаю, что федеральная власть пойдет на уступки требованиям общественности. Это было бы слишком опасным прецедентом для других регионов. К тому же никто не собирается менять выстроенную вертикаль власти, когда федеральный центр определяет кого, насколько и какими полномочиями наделять", - говорит он.

Более того, нет никаких намеков на недовольство Москвы местной властью, отмечает он.

"Скорее наоборот. Здесь довольно часто бывают представители федеральной власти, чиновники различных уровней и рангов, которые то и дело отмечают позитивные изменения в республике. Это говорит об абсолютном взаимопонимании между Кремлем и местным руководством и согласованности их действий. Центр не собирается ничего менять, это очевидно", - считает собеседник.

По его мнению, требование отставки Зязикова, как и все протестные акции оппозиции, будет просто проигнорировано. Что касается отношения к самому Руслану Аушеву, собеседник отметил, что уважает его как человека, но считает его не самым лучшим политиком.

"Я бы не сказал, что он такой уж сильный политик. Кроме того, я считаю, что он допустил много ошибок, в том числе и в решении вопроса с беженцами из Пригородного района. Он фактически загнал эту проблему в тупик, подписав множество каких-то бесполезных и ни на что не влияющих документов и соглашений. Во-вторых, он так и не смог сплотить вокруг себя профессионалов. Тот бездарный чиновничий аппарат, который он оставил после себя, сегодня "с такой же отдачей" работает на новое руководство республики", - говорит эксперт.

Единственный плюс Аушева, по мнению политолога, в том, что он до сих пор пользуется реальным уважением и популярностью в народе.

"У этого человека была четкая позиция, и он мог ее отстоять, несмотря ни на что. Позиция нынешней власти проявляется только в тех случаях, когда затрагиваются ее личные интересы, а во всем остальном она очень пассивна. Возможно, именно поэтому Аушев сегодня так востребован", - сказал собеседник.

Напомним, что 10 июля, в Москве, в ходе пресс-конференции на тему "Рост насилия и беззакония в Ингушетии. Кто виноват?", Магомед Хазбиев заявил, что в Ингушетии завершена кампания по сбору подписей за возвращение на пост президента республики Руслана Аушева, всего собрано 105 тысяч подписей, из которых 80 тысяч доставлены в Москву, а 25 тысяч изъяты сотрудниками УБОПа МВД Ингушетии во время обыска в доме Ахмеда Котиева.

"Народ уверен, что с его возвращением в республике действительно произойдут перемены. Спасти республику от войны может только он. Он человек чести и слова", - пояснил Хазбиев, подчеркнув, что они просят у федеральных властей не материальных средств, чтобы улучшить ситуацию в республике, а только назначения на пост главы Ингушетии Руслана Аушева.

Руслан Аушев был первым президентом Ингушетии и руководил ею около 8 лет. Его первое выдвижение на этот пост (в декабре 1992 года) также начиналось со сбора подписей. В январе 1993 г. он был официально выдвинут кандидатом в президенты, и, получив на выборах в феврале того же года 99,94% голосов, был избран Президентом Республики Ингушетия. В 1998 году также большинством голосов был переизбран на этот пост. В декабре 2001 года Аушев досрочно сложил с себя полномочия президента.

Сам он свою отставку не комментировал, в республике же на этот счет выдвигались самые различные предположения, вплоть до слухов о давлении со стороны Москвы. За свою позицию по проблеме Пригородного района и отношение к чеченской военной кампании (Аушев с самого начала выступал против силовых методов разрешения конфликта) он "заработал" себе репутацию нелояльного Кремлю политика.

Местные аналитики не считают, что при Аушеве республика добилась процветания, но именно в его правление здесь были построены такие важные объекты, как аэропорт, железнодорожный вокзал, начато строительство столицы республики - города Магас, и т.д. А самой важной заслугой президента Аушева в Ингушетии считают то, что он, несмотря на прямое соседство с мятежной республикой, сумел сохранить мир на своей территории и не позволил конфликту перекинуться из Чечни на территорию Ингушетии.

Как уже отмечалось в информации "Кавказского узла", ситуация в Ингушетии в последнее время вышла из-под контроля местных властей во главе с президентом Муратом Зязиковым. По мнению аналитиков, ингушский президент не смог заручиться поддержкой авторитетных лидеров местных семейных кланов. С другой стороны, региональная власть, как ранее отметил член совета ПЦ "Мемориал" Александр Черкасов, пытками и похищениями настроила против себя ингушское общество.

Автор: