Хатажуков: в Кабардино-Балкарии необходим общественный контроль над властью

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Руководитель Кабардино-Балкарского общественного правозащитного центра Валерий Хатажуков рассказал корреспонденту "Кавказского узла" о своем видении проблем сегодняшней Кабардино-Балкарии, о необходимости укрепления структур гражданского общества и о предстоящих выборах.

- После событий 13 октября 20005 года, когда боевики напали на Нальчик, Вы неоднократно заявляли, что исключаете возможность повторения чего-либо подобного в Кабардино-Балкарии. Вы до сих пор такого же мнения?

- Я говорил, что повторение в каком- либо варианте событий 13 октября станет невозможным при условии, если сохранится либеральный курс, провозглашенный нынешним руководством республики.

Я имел ввиду, что процессы, происходящие в мусульманской общине и в целом в обществе, должны стать более открытыми и прозрачными. Что и деятельность правоохранительных органов также должна стать более прозрачной и находиться под контролем политического руководства и общества.

И у всех здоровых сил общества должна быть возможность свободного обсуждения любых проблем. Во многом за прошедшие два года так и происходило.

Например, до недавнего времени мы уже не получали жалоб о фактах физического насилия над мусульманами. 

У нас появилась возможность вести диалог с представителями органов власти, мусульманской общины, депутатами, учеными. Мы провели научно-практическую конференцию о проблемах ислама в КБР и издали сборник материалов конференции.

Но события последних месяцев нас очень тревожат. Речь идет об убийстве егерей и охотников, взрывах, которые прогремели по всей республике, о похищении сотрудника ФСБ.

Нельзя не обратить внимания на следующий факт. Этим событиям предшествовала статья в одной из местных газет, где республике предрекают мрачное будущее, новую войну, хотя, на наш взгляд, никаких объективных предпосылок для этого нет, а президента Кабардино-Балкарии обвиняют в излишней лояльности к мусульманам.

Такое впечатление, что газета озвучила чьи-то планы, которые тут же стали воплощаться в жизнь.

А 15 ноября сотрудниками милиции был задержан человек, содержимое автомобиля которого, судя по информации МВД, указывало на его связи с боевиками. Сразу подумалось, наконец-то задержан важный свидетель, который выведет милицию на преступников и они будут задержаны.

Такого свидетеля, казалось бы, надо охранять как зеницу ока, чтобы ни один волос с его головы не упал. Но нет. При странных обстоятельствах он выпрыгивает из окна четвертого этажа здания УБОПа и погибает. Вряд ли такой исход это то, ради чего его задержание имело ценность.

У меня такое чувство, что определенные силы пытаются обострить ситуацию в республике, а от контроля над ней отодвинуть и политическое руководство, и общественность.

То же самое происходило в республике до 13 октября, а сегодня происходит в Дагестане и Ингушетии, где террористические акты, похищения людей стали обыденностью.

Я очень надеюсь, что и органы власти, и общественность осознают всю опасность возможного развития событий по такому сценарию и сделают все, чтобы наметившаяся стабилизация ситуации в республике стала необратимой.

- Прокуратура Кабардино-Балкарии обратилась в Верховный суд с требованием закрыть общественную организацию Совет старейшин балкарского народа, ранее представителям этой организации было отказано в проведении митинга. Как Вы прокомментируете эти события?

- Правозащитный центр в своей работе старается дистанцироваться от национальных и политических организаций и делает упор на защиту прав конкретного человека, соблюдение законности и поэтому я воздержусь от каких либо политических оценок этих событий.

Что касается того, что граждане имеют право объединяться, собираться мирно, без оружия - это конституционная норма, которая для нас имеет принципиальное значение.

В то же время, если мы декларируем, что строим правовое государство, мы не можем оспаривать право власти  призывать к ответу граждан и их объединения, нарушающие, с ее точки зрения, законы. Для нас принципиально, чтобы спорные вопросы были разрешены в суде.

Много проблем возникло в связи с реализацией 131–го федерального закона "Об организации местного самоуправления". Речь идет о присоединении к Нальчику балкарских населенных пунктов Хасанья, Белая речка, о пресловутых "межселенных территориях". Эти проблемы нужно решать, и чем быстрее, тем лучше.

К тому же вопросы, связанные с реализацией 131-го закона, затрагивают интересы не только балкарского, но и других народов, проживающих на территории Кабардино-Балкарии. Наряду с балкарскими селениями Хасанья и Белая речка к Нальчику были присоединены поселки Адиюх, Кенже, а к городу Баксану - поселок Дугулубгуей. Во всех этих населенных пунктах проживают кабардинцы. Многие из них также выступают против присоединения.

Мы считаем, что необходимо устранить противоречия в самом федеральном законе, которые позволяют трактовать их произвольно.

Я надеюсь, что в ближайшее время парламент Кабардино-Балкарии разрешит эту проблему. Об этом неоднократно говорил и президент Кабардино-Балкарии Арсен Каноков.

- Как Вы относитесь к назначениям на государственные должности по национальному признаку?

- Я считаю, что от этой практики следует отказаться. Главным критерием для занятия государственных должностей должны быть деловые, профессиональные и моральные качества, а не национальная принадлежность.

Представители балкарских национальных движений заявляют, что они мало представлены во властных структурах, есть и среди кабардинцев такие, кто считает, что кабардинцы теряют позиции во властных структурах. Есть претензии и у русского населения по поводу того, что большинство должностей занимают кабардинцы и балкарцы.

Я уверен, что нам сложно будет найти какие-то компромиссы в этих вопросах, и эти споры могут продолжаться до бесконечности. Мы, сами того не замечая, повышаем статус чиновников, которые, согласно Конституции РФ, наняты лишь для обслуживания интересов граждан.

А о том, что национальность чиновника не дает никаких преимуществ народу, к которому он принадлежит, свидетельствует такой пример. Подавляющее большинство погибших 13 октября - и боевики, и сотрудники милиции, и мирные жители по национальности были кабардинцами. На тот момент и прокурором республики, и министром внутренних дел, и председателем Верховного суда работали кабардинцы. Уберегло ли кабардинцев от страшной трагедии то, что эти высокие должности занимали их соплеменники, насколько они оказались защищенными?

Другой пример. Представители балкарских национальных движений часто говорят, что в 90-х годах финансовые средства, выделенные из федерального центра на реабилитацию балкарского народа, были расхищены властями. А ведь в то время, когда якобы имело место расхищение, председателями правительства один за другим работали балкарцы. Почему же они не предотвратили расхищение средств в интересах своего народа?

Я хочу подчеркнуть, что интересы и кабардинцев, и балкарцев, и русских, и представителей других народов будут защищены только тогда, когда будет установлен общественный контроль над властью, появится сильное гражданское общество.

- Какую модель для решения всех накопившихся проблем Вы бы выбрали?

- Кабардино-Балкария - это форма самоопределения кабардинцев и балкарцев. Это не означает, что у кабардинцев и балкарцев должны быть какие-то привилегированные политические и гражданские права.

Субъектами самоопределения должны быть представители всех народов, проживающих в республике, но государственное образование - Кабардино-Балкария - должно решать на равных условиях все вопросы, связанные с сохранением культурной идентичности, защитой национальных интересов кабардинцев и балкарцев. И все это должно быть прописано в Конституции республики и других государственных документах.

Идеи решения существующих проблем путем размежевания не находят никакой поддержки. Потому, что из опыта 90- годов для всех очевидно, что это бесперспективный путь.

Кабардинцы и балкарцы - два народа, которые говорят на разных языках, каждый со своей оригинальной культурой. Между ними не существует никаких противоречий, которые могли бы привести к какому-либо антагонизму. У нас нет таких проблем, как проблема Пригородного района у осетин и ингушей. Все существующие противоречия носят объективный характер. То есть, это противоречия, которые могут существовать между двумя братьями, соседями и т.д.

А по большому счету, кабардинцы и балкарцы являются суперэтносом - есть такое понятие в этнологии, когда два и более народа, проживающие на одной территории, говорящие на разных языках, имеющие свои интересы, свою культуру могут иметь общую идеологию, общую культуру и общие интересы. Именно исходя из этих принципов нужно решать все вопросы, возникающие между кабардинцами и балкарцами. И, самое главное, все проблемы нужно обсуждать открыто и публично без каких либо комплексов.

- Вы сказали, что пытаетесь дистанцироваться от политических вопросов и, все-таки, Ваше отношение к предстоящим выборам в Государственную Думу?

- Нынешние выборы напоминают плохой спектакль, поставленный бездарным режиссером. Речь идет о том, как нас пытаются убедить в том, что "Единая Россия" и "Справедливая Россия" - политические конкуренты, что между ними идет реальная борьба за места в Госдуме. Какая может быть политическая борьба, когда представители "Справедливой России" всячески подчеркивают свою лояльность и уважение к лидеру "Единой России" Владимиру Путину.

Кроме этого, следует обратить внимание на важные моменты в деятельности этих партий, касающиеся нашего региона. Дело в том, что обе партии ратуют за упразднение республик Северного Кавказа, хотя из тактических соображений в их программных документах об этом не говорится.

Это видно на примере Республики Адыгея. Я имею ввиду непрекращающиеся попытки ее присоединения к Краснодарскому краю. Именно партия "Родина", которая вошла в состав "Справедливой России" была апологетом идеи присоединить Адыгею к Краснодарскому Краю. Эту идею поддерживала и партия власти "Единая Россия".

Между тем, любые необдуманные действия по укрупнению регионов могут осложнить и без того непростую ситуацию на Северном Кавказе. Кроме того, упразднение национально-государственных образований лишит народы Северного Кавказа права на самоопределение.

Это один момент. Второй - в последние несколько лет в России наблюдается разгул ксенофобии, шовинизма, наблюдаются антикавказские настроения. Ни одна, ни вторая партия никаких мер не предпринимают для борьбы с этим злом. Более того, их лидеры ни разу публично не осудили проявления ксенофобии.

Вся эта предвыборная политическая нелепость в Кабардино-Балкарии имеет свои особенности. Здесь вся предвыборная борьба развернулась между противниками и сторонниками президента Арсена Канокова.

Вся бывшая элита, потерявшая власть и влияние, сосредоточилась вокруг "Справедливой России". Ее представители обладают немалыми финансовыми ресурсами, связями с Кремлем и в ходе выборов попытаются восстановить утраченные позиции, проведя в Госдуму своих людей.

Президент Каноков возглавил "Единую Россию", что значительно улучшило шансы этой партии. Несмотря на то, что в самой партии состоит, главным образом, все чиновничество республики, президента поддерживает основная масса населения.

Для нас же важно, чтобы курс на либерализацию общества, провозглашенный Арсеном Каноковым, стал необратим.

Как уже сообщал "Кавказский узел", замгенпрокурора РФ по Южному федеральному округу (ЮФО) Иван Сыдорук заявил, что для дестабилизации обстановки накануне парламентских выборов в регионе Северного Кавказа террористы получили больше полутора миллионов долларов, а правоохранительные органы не смогли перекрыть каналы финансирования боевиков.

По его словам, в ЮФО ситуация с терроризмом и экстремизмом остается наиболее сложной в Чечне, Дагестане и Ингушетии, где повсеместно отмечается число терактов, направленных против мирных граждан.

Напомним, что жители Кабардино-Балкарии намерены провести митинг с требованиями расследования смертей местных жителей в шестом отделе милиции города Нальчика. Поводов для митинга стала гибель в шестом отделе ОВД Нальчика 29-летнего Зейтуна Гаева, жителя селения Герпегеж.

Автор: