С Русснефти взимают 17 млрд рублей налогов

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Арбитражный суд Москвы подтвердил законность решения о дополнительном начислении Русснефти около 17 млрд рублей налогов за 2004-2005 годы.

Помимо этого, суд незначительно снизил сумму налоговых претензий, отклонив иски Русснефти. Точная сумма, на которую снижены претензии, будет известна из мотивировочной части судебного решения, отмечает РИА "Новости".

Русснефть оспаривала два решения Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы от декабря прошлого года по крупнейшим налогоплательщикам. Нефтяной компании предъявлялись налоговые претензии за второе полугодие 2004 года и за 2005 год. По мнению инспекции, Русснефть должна была доплатить 13,34 млрд рублей основного налогового долга, 1,14 млрд рублей пени и 2,62 млрд рублей штрафа.

8 августа Следственный комитет при МВД России сообщил, что 31 июля Лефортовский районный суд Москвы арестовал 100% акций "Русснефти".

Кака пишет "Коммерсант", арест последовал после того, как днем 31 июля Тверской райсуд Москвы в аресте акций следователям отказал. Ходатайства об аресте направил заместитель начальника отдела по налоговым преступлениям СК Сергей Шамин, расследующий дело об "уклонении от уплаты налогов" и "незаконном предпринимательстве" в отношении Михаила Гуцериева и других топ-менеджеров "Русснефти" (срок следствия по делу продлен до 8 сентября). Вначале следователь обратился в Тверской районный суд, но суд решил, что факт нахождения акций "Русснефти" у Сбербанка РФ, названного номинальным держателем (акции находятся у банка в залоге по кредиту на $1 млрд), документами не подтвержден. Кроме того, по мнению Тверского суда, ходатайство надо было подавать в суд по месту нахождения реестродержателя "Русснефти", компании "Сервис-реестр". Ошибку Шамин исправил в тот же день, обратившись в Лефортовский райсуд Москвы.

Это обращение обосновывалось тем, что преступление - уклонение от уплаты налогов - было совершено на подведомственной суду территории. Шамин, которого в суде поддержал старший следователь по особо важным делам Генпрокуратуры Чурашкин, потребовал арестовать акции "Русснефти" уже не в Сбербанке, а на счетах фирм, являющихся акционерами нефтекомпании. При этом следователь ссылался на ст. 116 Уголовно-процессуального кодекса, предусматривающую арест ценных бумаг "в целях обеспечения возможной конфискации имущества или возмещения вреда, причиненного преступлением".

Суд постановил наложить арест на 15,2 тыс. акций "Русснефти", находящихся у ЗАО "Миланфо", 20 тыс. акций - у ЗАО "Евангелика", 9,7 тыс. - у ОАО "ИК 'Надежность'", 20 тыс. - у кипрской компании "Шеддок Трейдинг Лтд", 20 тыс. - у ЗАО "Спектр" и 15,1 тыс. - у ЗАО "Млада".

Этим шести компаниям, согласно отчету "Русснефти" за первый квартал 2007 года, и принадлежит 100% акций нефтекомпании. Президент "Русснефти" Михаил Гуцериев, хотя и считается владельцем компании, формально не контролирует даже ее акционеров. Все фирмы-акционеры, согласно отчету "Русснефти", подконтрольны офшорным компаниям. Информационная система СПАРК и единый госреестр юридических лиц дают сведения о том, что среди учредителей ряда фирм-акционеров "Русснефти" есть российские граждане, однако Михаил Гуцериев среди них отсутствует.

Следователи не объясняют, как была доказана связь между акционерами "Русснефти" и лично Михаилом Гуцериевым, то есть что послужило основанием для ареста акций, не принадлежащих фигурантам уголовного дела.

"На практике бывают случаи ареста имущества компаний, которые с формально-юридической точки зрения не имеют отношения к фигуранту уголовного дела", - комментирует адвокат адвокатского бюро "Бартолиус" Юлий Тай. Он объяснил, что следователи, как правило, основывают свою позицию на косвенных доказательствах, предоставляя суду в том числе оперативные данные. "Часто собственники имущества обжалуют такие постановления об аресте - в ряде случаев удачно", - сообщил адвокат.

В пресс-службе Мосгорсуда сообщили, что владельцы арестованных акций "не могут распоряжаться ими вплоть до принятия окончательного решения по делу". Однако недавно стало известно о готовящейся сделке по продаже акций "Русснефти" структуре Олега Дерипаски "Базовый элемент". Структуры "Базэла" уже подали заявку на покупку в Федеральную антимонопольную службу (ФАС), и, как удалось выяснить, на совершение сделки арест акций не повлияет.

Источник в ФАС рассказал, что сделка по продаже "Русснефти" Олегу Дерипаске заключается между офшорными компаниями: фирмы господина Дерипаски выкупают акции фирм-акционеров "Русснефти" (их акции не арестованы).

В пресс-службе "Базэла" сообщили, что до получения одобрения ФАС этой сделки компании нечего комментировать, а в ФАС заявили, что процесс одобрения будет долгим, поскольку "Базэл" подал не ходатайство, а лишь заявку о намерении приобрести нефтяную компанию.

Директор аналитического управления ИК "Антанта Капитал" Георгий Иванин уверен, что арест акций "Русснефти" Олегу Дерипаске выгоден, поскольку позволит торговаться с продавцом: "Господин Дерипаска теперь может довести дисконт до 50%, то есть цена нефтекомпании может составить $3-4,5 млрд (сам Гуцериев оценивал 'Русснефть' в $9 млрд, а эксперты называли цену $6 млрд. - "Коммерсант")".

Представитель пресс-службы Сбербанка сообщил: "Мы знаем информацию, что арестованы акции 'Русснефти', но никаких комментариев по этому вопросу не даем".

Как уже сообщал «Кавказский узел», в мае 2007 года сотрудники следственного комитета при МВД России предъявили президенту ОАО "НК "Русснефть"" Михаилу Гуцериеву обвинения в незаконном предпринимательстве и уклонении об уплаты налогов.

На следующий день в ряде СМИ появилась версия о том, что проблемы Михаила Гуцериева связаны с его политическими и бизнес-проектами на Северном Кавказе.

Так, "Коммерсант" отметил, что впервые отношения с властью у Гуцериева ухудшились во время последних президентских выборов в Ингушетии в 2002 году, на которых он сделал ставку на депутата Госдумы Алихана Амирханова, которого поддерживала команда экс-президента республики Руслана Аушева и который проиграл выборы лояльному Кремлю Мурату Зязикову.

Кроме того, в прошлом году Гуцериев начал лоббировать идею создания свободной экономической зоны на территории Чечни. И здесь его интересы пересеклись с интересами тогдашнего премьера, а ныне президента Чечни Рамзана Кадырова, который выступал с такой же инициативой. Именно тогда, по информации издания, Генпрокуратура начала проверки структур, подконтрольных господину Гуцериеву или связанных с ним.

Между тем, один из экспертов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" высказал мнение, что в последние годы глава нефтяной компании "Русснефть" Михаил Гуцериев не принимал активного участия в политической или экономической жизни Ингушетии и вряд ли мог серьезно влиять на происходящие в республике процессы.

Эксперт назвал беспочвенными предположения СМИ о том, что Гуцериев мог пострадать из-за поддержки оппозиции в Ингушетии или участия в инициативах по созданию в Чечне свободной экономической зоны.

Напомним также, что недавно стало известно о решении Гуцериева временно приостановить свою предпринимательскую деятельность и выйти из всех бизнес-проектов. Теперь он намерен заняться научной деятельностью на территории России.

Автор: