"Мемориал": решения Евросуда по Чечне не уменьшают количества преступлений

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Система правосудия Европейского суда по правам человека отнюдь не совершенна, так как ограничивается лишь принуждением государства-ответчика к выплате компенсаций. "Налогом на безнаказанность" назвал подобную практику председатель правозащитного центра "Мемориал" Олег Орлов. Он, а также юридический консультант "Мемориала", представитель нескольких "чеченских" дел в Страсбурге Кирилл Коротеев провели вчера пресс-конференцию, где, в связи с принятием Евросудом долгожданного решения по делу Зуры Алихаджиевой, обсудили практику уголовных дел, приходящих во Францию из Чечни.

У правозащитного центра "Мемориал" есть совместный с Европейским центром защиты прав человека проект под названием "Защита прав человека с использованием международных механизмов". Возникший в 2002 году, проект ставил свой целью оказание помощи частным лицам, юристам и неправительственным организациям в РФ в подаче жалоб в Европейский суд, а также на повышение профессионального уровня правозащитников и НКО, направляющих жалобы в Европейский суд.

Согласно статистике, которую приводит юрист "Мемориала" Кирилл Коротеев, в Европейском суде по правам человека на данный момент "находятся сотни чеченских дел". Шесть жалоб, объединенные в три дела, которые "вел" ПЦ "Мемориал" не так давно были признаны приемлемыми в Евросуде. Как говорят эксперты, тематика исков в основном однородна: нарушение права на жизнь, на личную неприкосновенность, преступление против человечности.

Иски, которые рассматриваются в Страсбурге сейчас, касаются в основном событий начала второй чеченской кампании, то есть конец 1999 года - начало 2000. Это, во-первых, бомбардировка колонны беженцев на трассе Ростов - Баку около села Шами-Юрт 29 октября 1999 года. Во-вторых, массовое убийство жителей Старопромысловского района в январе 2000 года. И, наконец, это гибель жителей села Катар-Юрт в первых числах февраля того же 2000 года.

Комментируя практику Европейского суда по удовлетворения "чеченских" исков, Кирилл Коротеев усомнился в эффективности лишь денежной компенсации морального и физического ущерба. По его словам, после удовлетворения исков пострадавших против государства (в данном случае чеченцев против России) правительство не предпринимает никаких общих мер, кроме как выплаты компенсации.

"В связи с тем, что российское правительство бездействует, мне кажется, есть необходимость в международном расследовании ситуации. Да, создать трибунал - это невероятно в современной мировой системе, но возможно создать комиссию по установлению фактов. В некоторых случаях мы знаем, кто стоит за теми или иными правонарушениями, подпадающие под статью "преступление против человечности". На этом основании, если их не привлекают к ответственности в России, эти люди могут преследоваться во многих странах за рубежом в соответствии с принципами универсальной юрисдикции", - говорит юрист "Мемориала" Кирилл Коротеев.

Этот же недостаток деятельности Евросуда подчеркнул и Олег Орлов: "Очень важно, чтобы дело не ограничилось "налогом на беззаконие". То есть выплата денег пострадавшим, а затем продолжение той же самой беззаконной практики. По идее, Европейский суд призван бороться с тем, чтобы такая практика не продолжалась, чтобы изменилась правовая система и т.д. Но есть только выплата компенсации, а больше ничего".

По словам эксперта, чтобы безнаказанность и рост правонарушений остановились, необходимо внести некоторые изменения в юридическую практику. Во-первых, по словам Олега Орлова, Европейский суд должен именно расследовать дела, доводить их до конца, наказывая виновных.

"Такие дела, как бомбардировка колонны беженцев и обстрел села Катар-Юрт были прекращены за отсутствием состава преступления. Другое дело, касающееся расстрела мирных жителей в Старопромысловском районе, было приостановлено за невозможностью найти улики. Так вот мы требуем возобновления расследования уголовных дел и доведение их до конца, наказания виновных", - говорит председатель ПЦ "Мемориал" г-н Орлов.

Кроме того, по мнению правозащитников, необходимо внести изменения в нормативные акты, военные уставы и т.д., пункты которых подчас не соответствуют нормам международного права.

"И, наконец, это преподавание, разъяснение, пропаганда. То есть донесение до военнослужащих и офицеров норм гуманитарного права, международного права в области прав человека. Чтобы не получилось, как в деле капитана Ульмана, где подсудимые утверждали, что у них один "бог" - устав. Приказали расстрелять - расстреляли", - считает Олег Орлов.

"Европейский суд по правам человека для Чечни - это единственный на сегодняшний день судебный орган, в котором индивидуальные заявители могут найти справедливость. Но Европейский суд не совершенен. Одна из главных проблем - это длительность разбирательства. Дело Алихаджиевой, лишенное сегодня, длилось шесть лет, принятое в прошлом году дело Михеева - семь лет, дело Магомадова длилось шесть с половиной лет. Не все из этих людей дожили до справедливых решений их дел", - сказал на вчерашней пресс-конференции в Независимом пресс-центре юрист ПЦ "Мемориал" Кирилл Коротеев.

Как уже сообщал "Кавказский узел", 5 июля Европейский суд по правам человека признал, что спикер парламента Чечни Руслан Алихаджиев был похищен российскими властями и стал "жертвой насильственного исчезновения", сообщил корреспонденту "Кавказского узла" Кирилл Коротеев.

Суд нашел нарушение ст. 2 (право на жизнь) и ст. 5 (право на свободу и личную неприкосновенность) Европейской конвенции по правам человека в отношении Алихаджиева.

Также Российская Федерация признана виновной в неэффективном расследовании исчезновения Руслана Алихаджиева (статьи 13 и 2 конвенции). Доказательства пыток исчезнувшего чеченского политика в Страсбурге сочли недостаточными.

Европейский суд обязал государство выплатить 40 тысяч евро заявительнице в счёт компенсации морального ущерба. Судебные расходы и издержки истцов Россия возместит в размере 3150 евро и одной тысячи фунтов стерлингов (1482 евро). Т. к. Зура Алихаджиева умерла от инфаркта 16 февраля 2006 г., деньги получат её родственники.

17 мая 2000 г. сын заявительницы Руслан Алихаджиев, в 1997-1999 гг. занимавший должность спикера парламента Чеченской республики Ичкерия, был задержан представителями российских вооруженных сил в его собственном доме в г. Шали, где он проживал с матерью, женой и четырьмя детьми, сообщается в материалах ПЦ "Мемориал".

Наряду с Алихаджиевым были задержаны пятеро его соседей. Все они были отвезены на бронетранспортёрах в направлении г. Грозного с завязанными глазами, а бывший спикер еще и с чёрным мешком на голове и в наручниках. Соседи были отпущены на следующий день и дали показания о том, что произошло с ними после задержания.

Следствие по факту исчезновения председателя законодательного органа Чечни было приостановлено "в силу невозможности установить виновных".

Автор: