Джанги-тау

ГЛ.ДЖАНГИ-ТАУ, 5050м по СВ контрфорсу 5-А кат.сл.

Исходный бивуак – на гребне в начале правобережной морены Восточной ветви Безенгийского ледника. С бивуака пройти по гребню морены до первого ее понижения (200-250м), спуститься на ледник и подойти (трещины!) под основание СВ контрфорса. Подниматься по лавинным выносам и далее вверх вправо по снежному склону в промежутке между основанием контрфорса и большим скальным островом, замыкающим ледовый сброс. Подъем на ледовый сброс в наиболее пологой его части – по нижнему мысу, далее вверх по сбросу и влево вверх по снежному склону вдоль лавинных желобов к правым склонам контрфорса. Выход на первое снизу снежное плечо контрфорса 100-120м по скалам средней трудности и снежно-ледовому склону. Этот участок маршрута, особенно в районе ледового сброса, камне и лавиноопасен, и требует быстрого и раннего прохождения.

Путь по гребню проходит местами по простым и средней трудности скалам, местами по снежному гребню, острые участки которого чередуются с крутыми снежно-ледовыми взлетами, карнизы нависают на восток. Явно выраженная гребневая часть маршрута заканчивается характерным снежно-ледовым «ножом». От исходного бивуака до снежной мульды под основанием «ножа» 12-14 час. После «ножа» гребень заканчивается мощными ледовыми подушками (возможен бивуак), примыкающими к предвершинному склону. Предвершинный снежно-ледовый склон следует быстро пересекать слева вверх направо в направлении цепочки скальных островов, спускающихся с вершины, т.к. ему угрожают мощные карнизы, свисающие с восточного гребня вершины. Подъем по склону вдоль скальных островов по сыпучему рыхлому снегу и скалам сланцевого типа. Выход на вершину по крутому (до 70°) снежному взлету может быть закрыт карнизом. От мульды под основанием «ножа» до вершины 13-15 час. В трещине ледового купола вершины с южной стороны возможна организация ночевки.

Спуск с вершины на восток справа от гребня на широкую перемычку, на ледовых подушках севернее линии гребня – удобное место для бивуака. Ледовый жандарм в гребне обходится с юга. От Гл. Джанги-тау до Восточной – 2-2,5 часа. Дальнейший спуск по СВ гребню Вост. Джанги-тау.

Рекомендуемый план восхождения:

1-й день – подход под маршрут

2-й день – прохождение гребневого участка маршрута до ледовых подушек

3-й день – подъем на вершину и спуск на восточную перемычку

4-й день – прохождение Восточной вершины и спуск по северо-восточными гребню

5-й день – возвращение в лагерь

Восточный ДЖАНГИ-ТАУ (5030м) по северо-восточному гребню, 4Б кат.сложности

Исходный бивуак – на снежном плато северного цирка Западной Шхары под основанием скального отрога гребня Джанги-тау.

Путь подхода:

1-й вариант. По Безенгийскому леднику и далее по гребню правобережной морены его Восточной ветви двигаться до ночевок, расположенных против Южного цирка п.Семеновского (5-5,5 час. хода от альплагеря). Здесь спуститься на ледник и пересечь его с выходом под ледопад, стекающий левее скального основания северо-восточного гребня Восточного Джанги-тау. Подъем на плато северного цирка Западной Шхары по ледопаду на безопасном (наверху ледовые сбросы) расстоянии от стен северо-восточного гребня, от морены 3-4 часа.

2-й вариант. По правобережной морене Восточной ветви Безенгийского ледника двигаться до «Австрийских ночевок» (5-6 час.), затем спуститься на ледник и пересечь его с выходом на плато под Северным ребром Гл. Шхары. Отсюда повернуть вправо и двигаться на безопасном удалении от склонов Безенгийской стены под скальный отрог гребня Вост.Джанги-тау. От «Австрийских ночевок» – 3-4 часа.

Подъем на восточный отрог по снежному кулуару и простым скалам его северного склона, далее вправо по простым разрушенным скалам, чередующимися с небольшими снежниками, его широкого гребня 400 м до снежной перемычки в гребне Вост.Джанги-тау. С перемычки 150-180м по скалам и снежному гребню под основной скальный взлет. Общее направление движения – вверх и несколько влево с конечным выходом на гребень. Скальные стенки средней трудности преодолеваются «в лоб». Последний 50-ти метровый участок скального взлета выводит на нижнюю точку снежного плеча гребня. Левее и ниже гребня площадки (грозоопасно!). От исходного бивуака 10-12 час.

Далее идет пологий снежный гребень с карнизами направо. Гребень упирается в черный скальный жандарм. По 4-х метровой стене вверх влево на полку и далее 30 м вверх по скалам левой стороны подъем на жандарм. От жандарма до вершины 150 м пологого снежного гребня и 50м снежный взлет вершинного купола. Прохождение гребневой части требует 4-5 час. Спуск по пути подъема до исходного бивуака 7-9 час.

Рекомендуемый план восхождения:

1-й день – подход под маршрут

2-й день – подъем на гребень и прохождение скального взлета

3-й день – восхождение на вершину и спуск до исходного бивуака

4-й день – возвращение в лагерь.

ДЖАНГИ-ТАУ по Восточному контрфорсу, 5Б категория сложности

Общая характеристика маршрута

Маршрут на Вост. Джанги-тау по Восточному контрфорсу – комбинированный: нижняя его часть – скальный контрфорс, верхняя – снежно-ледовый склон. Общая протяженность маршрута более 1600 м, протяженность скального контрфорса 1000-1100м. Средняя крутизна скального контрфорса 65-70°, на маршруте встречаются нависающие участки. Наибольшая крутизна ледового склона в верхней части маршрута 45-50°.

Описание маршрута по участкам

Исходный бивуак – на снежном плато под основанием Восточного контрфорса. Выход под основание контрфорса 120 м по снежному склону 40°.

По скалам средней трудности 40 м вверх к основанию камина. Правая стенка камина представляет собой огромный отслоившийся камень, верхняя часть закрыта нависающим камнем. Стенка над камином является продолжением левого его борта. Выход на нависающий камень 40 м либо прямо по камину (сложное лазанье), либо в обход его справа. Далее стенка 15м с двумя вертикальными щелями.

Подъем по правой щели, затем в верхней части стенки к левой щели и по ней выход на верх стенки. 40 м вверх по внутреннему углу с выходом из него вправо на наклонные плиты. По плитам вверх под основание широкой щели 5 м и по щели – под небольшой карниз. Через карниз выход на наклонную полку и по ней 40м влево к стыку двух стен. Вверх по гребню 40м предельно сложного лазанья; начало движения справа от гребня, по наклонным плитам вправо к внутреннему углу и по нему к началу идущей справа вверх налево трещины, далее по трещине выход на гребень и по гребню вверх до наклонной полки.

Дальнейший путь идет по стене слева от гребня 40 м вверх вправо. Очень мелкие зацепки, мало хороших трещин под крючья. Сначала вверх 20м к гребню по наклонно (40°) полке шириной 1,5-2м и далее вверх по гребню (уч.д). По гребню 70-80 м (уч.е). Здесь возможна организация полулежачей ночевки. Двигаться вдоль скал по крутому льду с выступающими камнями с выходом на верхнюю часть снежного плеча по наклонным плитам 40м, по плитам течет ввода. На плече есть место для палатки, однако устраивать здесь ночевку нельзя, т.к. плечо простреливается камнями и кусками льда.

Следующий участок – 40м по стене. Особенно сложны первые 15м лазания по крутым (85°) гладким, типа плит, скалам. Затем – наиболее сложное место маршрута. Сначала траверс вверх налево 15м к основанию внутреннего угла и по нему вверх 10м под острый камень. С камня выход с помощью лесенок на метровый карниз. Стенка над карнизом упирается в новый нависающий участок скал. По стенке вправо в обход второй ступени карниза. Мало зацепок, крючья используются для опоры. Рюкзаки вытягиваются. Затем – 70-80м сыпучих скал средней трудности с участками скал. Здесь на небольшой полке может быть организована сидячая ночевка. Далее 40м вверх трудного лазания по зализанным скалам. Затем вверх под нависающий участок скал и по наклонным плитам вправо на правую часть стены 40м. Следующий участок: сначала 10м по гладкой стене, затем траверс 5м под основание камина и по нему 15м вверх. Камин, или скорее внутренний угол, в верхней части упирается в нависающие скалы. Выход из угла влево на стенку и по ней на гребень. Последующие 100-120м скал средней трудности выводят на снежное плечо, где есть хорошее место для ночевки.

С плеча путь по снежному гребешку 40м и далее по скалам средней трудности левой части контрфорса (150м). Затем траверс 50м влево в обход нависающего участка скал к основанию ледового кулуара. По кулуару 20м вверх и далее по простым скалам его левой стороны еще 100-120м. По снежному склону с 10-ти метровым ледовым участком выход на снежное поле выше ледового сброса.

Дальнейший путь по снежному склону вдоль СВ гребня, затем на гребень и по нему на вершину Вост.Джанги-тау.

Спуск с вершины – по СВ гребню.

Первопроходители затратили на прохождение маршрута 36,5 час (16,5; 8; 12) и забили 64 скальных и 7 ледовых крючьев.

Маршруты были составлены и предоставлены http:www.kavkaz-uzel.ru сотрудниками офиса альплагеря Безенги в Нальчике.//