Лекция в уголовно-исправительном учреждении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

                                                   «Тюрьма – это зеркало общества»

                                                                 Уинстон Черчиль

Следуя нашему, НПО “Центр гражданских инициатив”, плану, я написал письмо начальнику Полиции НКР г-ну К.Агаджаняну с просьбой получить разрешение прочитать лекцию персоналу уголовно-исправительного учреждении  (УИУ). Разрешение я получил и, два дня назад, в назначенное мне время, я был в УИУ, или, как до сих пор по старинке его называют - Шушинской тюрьме...

Смотрю на сотрудников, вижу много новых лиц. Представился. Рассказал о себе, нашей НПО, проделанной нами работе в тюрьме и СИЗО, начиная  с апреля 2003 года, нашего первого мониторинга…

Перед началом лекции прочитал выдержку из Международного пакта, гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года, ст.10 п.1): “Все лица, лишенные свободы, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой  личности”.

Тема лекции: “Минимальные стандартные правила ООН в отношении обращения с заключёнными”. Эти Правила также называют Правилами Нельсона Манделы, отсидевшего в тюрьме 27 лет в период борьбы за права человека, равенство, демократию и формирования культуры мира во всём мире.

“Считается, что невозможно хорошо понять страну, пока не
побываешь в тюрьме этой страны. Не следует судить о стране
на основании того, как в ней относятся к представителям
высшего общества, судите страну по отношению к тем, кто
находится на низшем уровне”.   

Нельсон Ролилахла Мандела

Слушателям я напомнил об их важной социальной  работе: охранять, содержать людей, переступивших Закон, которые, тем не менее являются частью нашего общества.  И, что они, сотрудники пенитенциарных учреждений, представляют государство, которое взяло на себя обязанность достойно содержать этих людей и, главное, проводить работу для их перевоспитания, чтобы, после отбывания наказания, они смогли  реинтегрироваться в общество…

Отдельно мной было уделено внимание уважению человеческого достоинства заключённых. Да, человек переступивший Закон является преступником, но он личность, имеющий человеческое достоинство. И главная задача персонала, читай властей/государства - обеспечение защиты от применения пыток и других форм жестокого обращения…

Также, в обязанности государства входит медико-санитарное обслуживание, которое существует в обществе. Мной также было сказано о недопустимости дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религиозных, политических или других убеждений, национального или социального происхождения…

Говорил я  и о помещениях (камерах, общежитиях), где содержатся осужденные, личной гигиене, спальных принадлежностях, прогулках, передачах, дисциплине и наказании и т.д.

Естественно, разговор пошёл и о самих сотрудниках пенитенциарной системе, о той ответственности, которая  лежит на их плечах, о их службе, льготах, отдыхе…

К сожалению, некоторые люди, одевшие погоны чувствуют вседозволенность, или как говорят: “Чувствуют себя Богом” и часто сами переступают закон, так и не дослужив до пенсии...

Я не читал лекцию с листка, ибо, имея большой опыт в данном направлении, я “размывал” сказанное примерами. Вспомнил и рассказал про наш первый мониторинг (апрель 2003 года) в тюрьме, когда мы увидели приклеенные на дверях камер пожелтевшие листки с “Обязанностями заключённого”. После разговора с главой администрации этого учреждения, на следующем нашем мониторинге, через месяц, на дверях уже висели листки с “Правами заключённого”...

Было отрадно видеть, как внимательно меня слушали прапорщики и офицеры. Я уверен, что они, как бы со стороны посмотрели на себя, на свою трудную службу и, главное, на контингент с кем они работают…

Были вопросы, на которые я отвечал…

Когда я вёл беседу, иногда слышал тихие реплики из рядов: “Так, это у нас тоже есть, мы это тоже делаем…”

После лекции, я им сказал, что очень многое из прочитанного делается в пенитенциарных учреждениях Карабаха, но есть ещё очень много, которое надо сделать, чтобы подтянуться до минимальных стандартов…

Хотя и пишу эти строки, я понимаю, что на данном этапе это невозможно, потому что есть Положения, Приказы, Нормативные акты и пр., которыми руководствуются  в пенитенциарных учреждениях. Многое может измениться лишь в том случае, если пенсистема будет передана из ведомства Полиции в ведомство министерства юстиции. А то, что это будет, я в этом уверен. Тут дело времени…

В 2001 году Армения вступила в Совет Европы и приняла на себя много обязательств, одно из которых - это передача пенсистемы в ведение минюста и проведение там реформ.

Республика Арцах (НКР) - непризнанное мировым сообществом государство и, естественно, никаких обязательств у неё нет. Но, тем не менее, на этом фоне в пенитенциарных учреждениях много сделано, чтобы подтянуться до вышеуказанных стандартов. Но впереди очень много работы в этом направлении, много чего необходимо изменить в этих учреждениях...

К слову, в наших Отчётах мы пишем наши предложения, на что обратить внимание в конкретных  режимах и в СИЗО.

Наши Отчёты прозрачны и открыты, их получают, как наши власти, так и заинтересованные международные структуры и организации…

Вот наш последний Отчёт, выставляю для тех, кто не видел:

http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/929/posts/31406  

Считаю, что сотрудники пенучреждения во время моей лекции почерпнули  для себя много нового, интересного, полезного, так что не зря я отнял времени у них...

Посмотрел наш план, увидел, какое очередное мероприятие мы хотим провести в Уголовно-исправительном учреждении, но не буду вперёд забегать, всему своё время...

Камера полузакрытого режима.