Политическое будущее Республиканской партии Армении

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Я хотел написать пост об этом несколько дней назад, но события развивались и поэтому тему пришлось придержать. Для начала попытаемся понять, что произошло в последние дни. В последние дни произошла бархатная революция, в ходе которой все объединились на платформе против власти, сначала против Сержа Саргсяна, а затем – и против Республиканской партии.

Что из себя представляет Республиканская партия Армении? Это конгломерат из политиков, бюрократов-чиновников и крупных бизнесменов («олигархов»), объединенных формально на право-консервативной идеологической платформе. Став доминирующей партией, РПА эту платформу фактически утратила, сконцентрировавшись на собирании всей власти в своих руках. За последние десять лет добровольно-принудительно в партию вступили почти все руководители органов местного самоуправления, почти все руководители министерств, заместители министров и даже в отдельных случаях начальники отделов или ниже.

Таким образом, сложилась связка «Государство-бизнес-политика» и все это было объединено в руках Республиканской партии. Сама партия постепенно закрывалась от общества и от конкуренции и все больше концентрировалась вокруг своего нынешнего лидера Сержа Саргсяна. На данный момент она стала совершенно неконкурентоспособной в публичной борьбе и даже молодые ее представители не держат удар, что прекрасно продемонстрировали вчерашние дебаты. Подробнее о событиях вчерашнего дня см здесь:

Голосование за Пашиняна провалено

Почему РПА провалило голосование? Они не поняли ситуации. Они думали, что можно голосованием в парламенте отменить революцию. Это кажется глупостью, но именно так и есть. То есть, они считают, что достаточно представить консолидированную позицию и тогда с ними начнут считаться. Вместо этого, они должны были считаться с тем, что произошло.

Диапазон возможностей для них в реальности составлял следующее: от ликвидации партии после революции до оппозиционной фракции в будущем парламенте. И даже что-то на вторых ролях в действующем правительстве. Политическая группа Никола Пашиняна – «Гражданский договор» настаивала на ликвидации РПА, но в последние дни смягчила позицию и де-факто 30 апреля Мирзоян им предложил эту нишу (если кто знает армянский, посмотрите 23 минуты), то же самое в эти дни говорил Никол Пашинян.

Что считали реальной опцией представители РПА? С их точки зрения, программа-минимум это было получение нескольких портфелей в новом временном правительстве, а программа-максимум – это сохранение власти в своих руках. Их ввел в заблуждение мирный характер протеста и его легалистская направленность. Они и подумали, что легальными методами можно ситуацию взять под контроль.

Это не так – взять под контроль эту ситуацию нельзя просто юридическими указами или голосованиями в парламент. Поэтому, те альтернативы, которые они рассматривали, и те, которые рассматривала оппозиция, вообще не имели точек пересечения.

В то же время, возвращаясь к общей канве событий – недооценивать то, что произошло 23 апреля нельзя. Это, как говорил Талейран хуже чем преступление, это ошибка. Попытка «слить» протест не может быть эффективна, поскольку Пашинян все методы РПА знает наперед – весь их арсенал за последние 10 лет они продемонстрировали. Также, попытка пересидеть протест тоже невозможна – это все базируется на легитимности власти, а власть настолько нелегитимна, что собой делегитимизирует государство.

В ночь с 22 на 23 апреля я написал пост «Революционный момент в Армении. Риски и сценарии», где говорил о неизбежности смены власти, но вопрос о сроках оставил открытым. В случае Сержа Саргсяна все оказалось более чем просто – это заняло пол дня, что привело к массовым гуляниям в Ереване.

На данный момент блокирован весь Ереван. Все более-менее важные улицы перекрыты в 5-10 местах, буквально через каждые 200 метров.

Выше приведен скриншот карты центра Еревана из яндекс-карт, где показывает пробки. Наличие черных линий может ввести в заблуждение, может показаться, что закрыты дороги только там. Это не так, если присмотреться, то почти все остальные дороги просто не имеют цвета – ни зеленого, ни желтого, ни красного. Там в действительности тоже движение перекрыто и перекрыто полностью. То есть, в центре проходимость автомобильных дорог нигде не превышает 200 метров.

Когда, еще с 21 апреля, власть не способна контролировать ситуацию в городе, делается попытка установить собственные правила игры, при том, что даже лояльность полиции под большим вопросом, сложно говорить о степени адекватности руководства РПА и лично Сержа Саргсяна, которые приняли это решение.

Возможности для РПА по занятию ниши оппозиции в будущем все еще существуют, но на данный момент они сильно уменьшились. Напротив, возможность их ликвидации заметно выросла. Никол Пашинян и его политическая группа в любом случае придут к власти. Насильственных инструментов в руках РПА нет, а мирными методами на 100% владеет Пашинян. Поэтому игра идет на его поле. А такие митинги на самом деле могут длиться бесконечно, но позитивных выходов для власти здесь нет.


(Протест на фоне парламентских дебатов. Фото "Кавказского Узла")

У РПА было два выхода – либо держаться и пытаться восстановить легальными методами свою формальную власть, что они и сделали, либо договариваться и уступать на каждом шагу, попутно теряя большинство рычагов, но не все и в итоге хоть что-то сохранить. Это все еще не сдача на милость победителю, но имея эти рычаги, каждый шаг можно было бы обусловить ответными уступками и в итоге сохранить фракцию. На данный момент эти возможности почти исчерпаны, поскольку пошел конфронтационный сценарий. Теоретически возможен еще один сценарий – Пашинян утверждается премьер-министром, но дальше РПА мешает ему на каждом шагу. В конечном счете это тоже чревато кризисом, либо распадом партии, или как минимум отделением от нее какой-нибудь части, из примерно 10-15 человек, чего было бы достаточно для голосования в пользу новых инициатив.

Наконец, немного о сегодняшней событийной канве.

Это не так сложно было предвидеть и непонятно, как долго сможет РПА удерживать позиции. Возможно, она дотянет до 8 мая, хотя я не уверен даже в этом. В конечном счете она либо будет принуждена капитулировать, либо похоронит вместе с собой приличный кусок государственности, вряд ли она будет в состоянии хоть какие-то условия навязать Пашиняну, особенно если за всю эту неделю никто работать не будет, в том числе и в госсекторе.