Третий путь для Кавказа... Может ли Грузия это?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Новый внешний политический курс Грузии сегодня проходит на идее единого и мирного Кавказа. Власти Грузии пытаются показать страну международному содружеству в кавказском контексте, и предложить Северному Кавказу т.н. третий путь развития.

Уже давно Северный Кавказ сравнивают с пороховой бочкой, из которого временами валит пламя огня. Создание Северокавказского Федерального округа в 2010 году не дало результата. И президент России, Медведев, откровенно признался, что ситуация становится похожей на гражданскую войну.

Российские силы безопасности действуют жестоко и безнаказанно, и это вызывает ответную реакцию и последующую радикализацию ситуации.

Сложившаяся в настоящее время в Чечне ситуация отличается от 1990-х годов. Тогда ведущими были антигосударственные цели, сейчас к ним добавились религиозные, исламистские цели. Параллельно есть мнение, что чеченское (исламистское) сопротивление может согласиться быть в рамках России по шариатским законам, и это удобно для обеих сторон, но не совместимо с интересами гражданского общества.

По пояснению профессора Гии Нодия, в обстановке, когда северные кавказцы стоят перед выбором – Путин или радикальный ислам, Грузия может предложить им новый, мирный европейский путь.

Трибуной для дискуссий Грузия уже предложила народам Северного Кавказа конференции, которые в марте и ноябре 2010 года состоялись в Тбилиси по организации Университета Ильи и Джеймстаунского фонда.

Кроме того, в рамках новой политики в начале 2010 года в Грузии официально было объявлено открытие кавказского канала. В феврале созданный в парламенте специальный комитет поставил целью урегулирование отношений с северокавказцами. Участники проведенной в марте в Тбилиси конференции обратились к парламенту Грузии с просьбой о признании геноцида черкесов. Тогда еще не было до конца ясно содержание того направления нового внешнего курса Грузии, который в марте 2010 года в ходе выступления с трибуны ООН, Саакашвили назвал политикой “мирного, стабильного, и единого Кавказа”. В октябре Грузия ввела льготный визовый режим для жителей Северного Кавказа, в парламент страны уже поступил вопрос признания геноцида черкесов, и делаются предварительные заявления в связи с тем, что решение парламент Грузии примет весной 2011 года. Это переведет вопрос черкесов в новую, юридическую плоскость. Решение Грузии может стать примером подражания для парламентов стран Балтии. А это может превратиться в успешный итог политической мечты, и многолетней политической борьбы черкесов. Вместе с тем, это будет весьма болезненным ударом для России, которая намерена провести олимпиаду в 2014 году как раз на той территории, где на исходе XIX века тысячам черкесам устроили геноцид.

Специалист международных отношений, заместитель директора Института гуманитарных исследований Кабардино-Балкарии, Суфьян Жемухов пишет, что усилия Грузии в этом направлении уже дали результаты. Геноцид черкесов стал в России принятой и признанной для дискуссий темой. События 1864 года историки и аналитики рассматривают, как трагедию черкесского народа. Это большое достижение по сравнению с теми представлениями, которые до того доминировали на дискуссиях. Тогда черкесов упоминали как разбойников, и будто они нападали на границе на мирную российскую армию.

Оценки руководителей националистических организаций Северного Кавказа во время обсуждения роли Грузии, более осторожные, например одного из лидеров конгресса черкесов, Руслана Кешева, или руководителя конгресса адыгейских черкесов, Мурата Берзагова. Одной из главных причин такой осторожности являются конфликты Абхазии и Южной Осетии. Несмотря на это, в беседе со СМИ лидеры конгресса черкесов заявляют, что раскола между черкесских организаций в вопросе в связи с ролью Грузии, не существует. От абхазов к данному процессу они ожидают, по меньшей мере, молчаливого согласия. Параллельно в СМИ появляются мнения и о том, что успех кавказской политики Грузии может поставить перед выбором даже оккупированные народы, которые на сегодня реально находятся перед опасностью ассимиляции Россией.

Во время комментирования новой, кавказской политики Грузии, журналисты часто делают акцент на те опасности, которые могут последовать за подобным ударом по России. Eurasianet вспоминает 2002 год и пишет, что Грузия отвечает России тем же методом, который использовал Кремль в Абхазии и Осетии. Eurasianet вспоминает, что тогда Россия обвинила Грузию в поддержке террористов, и осуществила точечные бомбардировки территорий страны. Однако, тем временем, в СМИ говорится также, что отношения с Россией и без того предельно напряженные.

Интерес северных кавказцев к грузинским инициативам все больше возрастает. Асимметрическая политика мирного Кавказа усилит поддержку Грузии со стороны мирового сообщества. Выражением международной поддержки можно считать большое внимание к выступлению президента Грузии в Европарламенте.

Журнал “Табула”