Куда делся кавказский обычай не хвалить своих собственных детей?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Когда-то на всем Кавказе действовал жесткий  запрет на похвалу своих детей. Я помню тех аульских стариков, которые замолкали и поджимали губы, когда кто-то начинал хвалить их сыновей. Они никогда не подхватывали эту тему, говоря, что пусть сына на стороне похвалят люди, а при мне хвалить моего ребенка не стоит. В ментальности народов Кавказа когда-то доминировало представление, что похвала своего ребенка неприлична, что ребенок вырастет невоспитанным. Кроме того, считалось, что излишнее количество похвальных слов делает «поле» ребенка открытым для воздействия «злых сил».  Поэтому люди тщательно и сейчас стараются не говорить о младенцах, что они красивые, хорошенькие, лапочки и т.д.

Сегодня родители, которые хвалят детей до самозабвения, уже давно не редкость. Достаточно просмотреть ленту в фейсбуке. Родители с радостью делятся первым шагом, первым зубом, первым словом, первым танцем своего ребенка. Перед летними каникулами лента оказывается завалена аттестатами и результатами ЕГЭ. А после сезона школьных олимпиад – грамотами и кубками своих отпрысков. Родители публично поздравляют детей с днем рождения, не скупясь на похвалу своего ребенка как самого лучшего на свете. Почему бы и нет? Ведь разумная похвала родителей в детстве – это те крылья, под защитой которых ты сможешь пройти через всю жизнь. Между современными родителями и детьми дистанция все меньше, иногда ее нет совсем.

С одной стороны, возможно, это компенсация со стороны современных 30-40 летних родителей длительного молчания со стороны собственных родителей? Ведь они, будучи детьми, когда-то так ждали поощрения отца или матери, а его или не было совсем, или успех ребенка воспринимался как должное и обыденное.  С другой стороны, это и есть одно из проявлений трансформации современного кавказского общества, о которой не написал только ленивый, где индивид отрывается от рода и демонстрирует собственное Я?

Однако есть и другая крайность, нередко нарушение этого запрета плодит когорты зацикленных на себе нарциссов. Тех,  у кого знаменатель большой, а дробь в итоге маленькая. (Когда-то Лев Толстой сказал, что «Человек подобен дроби: в знаменателе — то, что он о себе думает, в числителе — то, что он есть на самом деле. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь»).  

Еще несколько лет назад в фейсбуке мои собеседники рассказали мне несколько историй:  «Меня очень раздражают люди, которые открыто хвалят своих детей. Это беседа в одну сторону. Он хвалит, а мне остается только тупо кивать головой и делать улыбку. Я же ему не скажу в ответ: "Нет, твой сын полный баран". (Чиназ, Нальчик).

«Меня пугает многое в современном воспитании, в том числе то, как родители вгрызаются в защиту своих детей, не разбирая даже ситуацию. Как они хвастаются ими друг перед другом. Строгость, в меру, конечно, никогда не вредила. Общая невоспитанность нынешней молодежи идет, на мой взгляд, как раз от потери четкой методики воспитания ребенка. Потеряна связь прошлого с настоящим. В случае с нами, она шла из староадыгского, уже, воспитания». (Марета, Нальчик).  

Из фейсбучных историй следует, что в целом люди терпимо относятся к публичной похвале собственного маленького ребенка, но бахвальство взрослых у всех вызывает раздражение. Это когда-то в эпических текстах гордые джигиты, возвращаясь из походов, израненные, в оборванных черкесках, не произносили ни слова о своих подвигах. Это когда-то в эпоху "золотого века" раненые старались, превозмогая боль, привстать при старшем, который пришел их проведать.  Это когда-то о подвигах и истинных героях битвы узнавали через  несколько лет.  А сегодня самовосхваление старших воспринимается как нормальная модель поведения. 

«А чего удивляться, что молодёжь любит самобахвальство и понты, когда даже старшее поколение, которое должно быть примером, ведёт себя таким самовосхваляющим образом. К примеру, мне очень бросилось в глаза, и весьма неприятно, как в 2012 году один из активистов старшего возраста несколько раз сходил в пикет (имеется в виду пикет в поддержку сирийских черкесов - НН), а после этого и у себя на странице, и во всех группах, в которых состоял, постил по 50 фотографий себя любимого, как он стоял в пикете и держал плакат. Глядя на это, молодежь и думает, что надо всем и как можно больше рассказывать о своих хороших поступках...Вот уж воистину - Ержыбыжьыр гъуэгъуащ, Шоугъурыжьыр гъуэгащ....» (Евгений, Москва).  

«Если даже посмотреть старые фото и современные, - продолжает мой собеседник, - то сразу бросается в глаза разница. На старых фото люди стоят гордо, но скромно. На большинстве же современных фото, на которых представители молодого поколения запечатлены в черкесках, видны апломб и непонятная помпезность. Откуда взялась такая мода фотографироваться, расставив ноги шире плеч и задрав голову нереально вверх?».  

За последние лет 10 запрет на похвалу самого себя окончательно обрушился. Люди транслируют собственную успешность и востребованность, и это данность.  Вот «я и великие»; вот моя книга, посмотрите, как ее подчеркнули на каждой странице и зачитали до дыр; вот я на крутом форуме; вот я в пятом ряду кордебалета сижу счастливый и крутой.  И т.д. и т.п.    

«Ситуация сегодня поменялась коренным образом, - говорит Альмир из Майкопа. Люди хвалят себя, домогаются всяких наград и званий, выпрашивают должности, организуют публикации про себя книг заказного характера, хвалят своих родителей, пишут о них, не стесняясь, статьи в газетах, если не сами, то через других лиц, хвалят своих детей, и если посчитают нужным могут пойти в школу и воевать с учителями за то, что те не учли, какие у них гениальные дети».  

Какой из запретов обрушится следующим? Покажет время.