О лезгинке в Геленджике

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 О задержании молодых людей в Геленджике из-за лезгинки я узнала из сообщений на вацап и из видео, которое распространяется в соцсетях. Поражает неадекватность примененной силы, как будто задерживают не танцевавшего парня, а злостного преступника. Хорошо, если бы наша полиция срабатывала так оперативно в тех случаях, когда есть настоящая угроза жизни и спокойствию людей.

 В постсоветский период восприятие лезгинки изменилось. Когда-то  этот танец своей сдержанностью и искрометностью, бешеной мужской энергетикой,  парением над суетой  восхищал весь СССР, вдохновлял и русских композиторов, и профессиональных хореографов.  А сколько фантазий и импровизаций на тему лезгинки было в фигурном катании, сколько историй любви рассказано с помощью эстетики этого танца!

Признаюсь, что когда-то на заре туманной юности в Летней школе по истории империй в 2002 году в Саратове мы с коллегой из Махачкалы Шамилем Шихалиевым танцевали лезгинку под бурные аплодисменты отдыхающих, коллег, просьбы научить и т.д. Случись это сегодня, быть нам с Шамилем в местном РОВД, взывать к общественности и т.д.

 Если оставить в стороне те случаи, когда лезгинку шумно и нахально танцевали на трассах или среди ночи, нарушая сон и покой жителей окрестных домов, а говорить только о танцах в парках, на студенческих дискотеках, на курортах, как это и было в Геленджике, будет интересно разобраться, почему за 10 лет лезгинку накачали такими негативными и агрессивными смыслами для социума, которые она никогда не несла. Вполне себе кейс для антрополога.

Как самый мужской из всех мужских танцев превратился в то, что превратился – в ассоциацию с Чужим, некультурным, варварским?

 Впрочем, это прием может сработать не только с лезгинкой; и нескольких технологических шагов достаточно, чтобы любой атрибут любой культуры превратился в негативный символ и политический маркер.   

Для танцующих на площадях российских городов в середине 2000-х лезгинка стала реакцией на кавказофобию, которая в 2010-е гг. никуда не ушла, а просто поменяла формы и мимикрировала.  Танцуя лезгинку когда-то на Манежке, молодые люди заявляли  о своем равноправном присутствии  в российском пространстве.

 Для тех, кто яростно борется с лезгинкой – это повод продемонстрировать свою силу, обозначить, кто на самом деле в доме хозяин и что «чужие здесь не ходят», т.е. не танцуют.  

Воспринимаю случившееся как провокацию, которая крайне опасна и деструктивна  в таком многонациональном регионе, как Краснодарский край.

Русская женщина в видеозаписи возмущалась случившимся и сказала, что и сама хотела потанцевать, как приехала полиция и стала задерживать молодых людей. Устами этой женщины глаголит истина, прислушайтесь к ее словам.