Знаете ли вы? Малоизвестное о хадже...

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Совсем скоро мусульмане России отправятся в хадж, паломничество в святые земли ислама. В этом посте – несколько малоизвестных фактов о хадже, каким он был 150 лет назад.. 

Знаете ли вы, что:  

1.  В 50-е годы XIX века хадж стоил не менее 300 руб. серебром. Это была огромная сумма и некоторые хаджи продавали своё имущество для того, чтобы выполнить один из пяти «столпов ислама».  

Запретная мечеть. 1887г.

2. Хадж из Российской империи в XIX - начале ХХвв. длился от 6-8 месяцев до 1-4х лет.  

3.  Хиджазская железная дорога, открытая 30 августа 1908 г., соединила Дамаск и Мекку. Дорога была построена османским султаном Абдулхамидом II, а финансировал этот проект весь исламский мир.  Железнодорожные пути покрывали общее расстояние в 1 464 км, которое раньше паломники преодолевали на верблюдах за 40 дней. Теперь же хаджи смогли добраться до Мекки из Дамаска за 72 часа.  В вагонах находились штатные муэдзины, которые руководили пятикратным намазом пассажиров прямо в поезде. Во время религиозных праздников действовали, говоря современным языком, скидки - организовывались специальные дешевые рейсы, особые условия предлагались для семейного путешествия.

 

4. К началу ХХ в. в перевозке паломников по России были задействованы уже 14 железных дорог: Сибирская, Самаро-Златоустская, Средне-Азиатская, Ташкентская, Московско-Казанская, Сызрано-Вяземская, Рязано-Уральская, Юго-Восточная, Южная, Пермская, Закавказская, Владикавказская, Екатерининская и Юго-Западная.  Для мусульманских паломников были  выделены специальные вагоны.  В Одессе была открыта центральная контора по переправке паломников-мусульман в Джидду через Константинополь со специальной санитарно-паломнической гостиницей «Хаджилар Караван-Серай», или «Хаджи-Хане». Гостиница могла принять одновременно более 3000 человек, на ее территории была построена  баня и больница на 20 коек. В случае смерти кого-то из паломников его хоронили на мусульманском кладбище с соблюдением всех мусульманских обрядов. 

 

5. В 1880 г. мусульмане  России начали собирать средства на строительство в Медине медресе и мечети. Сбор продолжался вплоть до первой мировой войны, было собрано около 100 тыс. руб. и построены медресе, небольшая мечеть и несколько домов для паломников. В одной из своих статей профессор А. Хабутдинов указывает, что в Медине находились, в основном, мусульмане из степных районов, получившие образование в Бухаре.

 6.  В начале 1891г. в Джидде было учреждено российское консульство. Первым консулом был назначен татарин Шагимардан Мирясович Ибрагимов (1841—1892). В инструкции МИД статскому советнику И.Ибрагимову предписывалось, чтобы он оказывал покровительство и защиту всем российским верноподданным и соблюдал интересы Правительства.

 7. Имперские власти считали, что паломничество способствует утечке капиталов из России и обогащению властей Хиджаза, поэтому в отчетах из консульства в Джидде можно встретить подсчеты  убытков в связи с хаджем. Секретарь консульства М.Э. Никольский подсчитал, что ежегодно не менее 10 тыс. хаджи увозят с родины не менее 3-4 млн. руб.

Таваф (обход паломников вокруг Каабы). 1887г.

 8. Мусульмане из России жили в Джидде достаточно давно. В конце 90-х годов XIX в. в Джидде проживал  21 мусульманин из России, а в Мекке - более 200.  Эти люди жили в основном за счет торговли преимущественно товарами английского происхождения (ткани, чалмы, ножи, бритвы, ножницы, кошельки, портсигары, очки, женская бижутерия, чётки, броши, кольца, индийский чай, мыло, духи, благовония и др.).

 9. В Джидде в разные периоды времени находилось до 900 русско-подданных хаджи, не имеющих средств к существованию и возвращению. Они обращались  в консульства с просьбой отправить их на родину.  В бюджетах консульств были заложены специальные суммы для оказания материальной помощи паломникам. Эти суммы формировались за счет самих паломников, с которых при выдаче паспорта взимался специальный залог (с 1868 г. в размере 10 руб. золотом). 

 10. В конце XIX в. паломников из России стал сопровождать профессиональный врач из числа мусульман, который по возвращении из паломничества давал письменный отчет. Записки врача Тулатова из Терской области, побывавшего в хадже в 1900 г. – одни из интересных.

 11. Правительственная Комиссия о мерах предупреждения и борьбы с чумною заразою 12 мая 1909 г. приняла новые «Правила перевозки на судах паломников-мусульман, направляющихся из черноморских портов в Хеджас и обратно». Согласно новым правилам паломничество можно было совершать только через определенные черноморские порты и на судах, получивших специальное разрешение властей для перевозки людей. Суда должны были соответствовать санитарным требованиям и иметь врачей из расчета один судовой врач на 1000 паломников.

 12. Имам Шамиль провел последние годы своей жизни в Аравии. Популярность Шамиля у жителей святых городов Ислама была колоссальной. В Мекке в мечетях  в то время, когда туда приходил молиться Шамиль, происходила такая страшная давка, что турецкая полиция и муллы назначили для Шамиля особые ночные часы, когда жители города и хаджи отправлялись спать. 

 13. В 1926г. впервые  официальная делегация советских мусульман. совершила хадж. В СССР хадж возобновился в конце 1970-х гг. и представлял собой череду представительных и высокопоставленных делегаций. Состав паломников тщательно подбирался. Подавляющее большинство составляли муфтии и сотрудники муфтиатов. Число паломников ограничивалось 40 чел.

Использованы материалы:  

Донного Х. Имам Шамиль в Медине.

Калмыков З. Из истории одесских татар.
Сибгатуллина А. Хадж на рубеже XIX—XX веков: улучшенная транспортная инфраструктура, наемное паломничество и «наши» за бугром
Источник :https://realnoevremya.ru/articles/41696
 Хабутдинов А. Источники по истории религиозной мысли и улемов мусульман Волго-Уральского региона второй половины XVIII - начала XX вв. 
Фото - http://islam-today.ru/islam_v_mire/foto-dna/unikalnye-foto-mekka-128-let-nazad-i-segodna/