"Что ищет он в стране далекой?" Кто они, кавказские мухаджиры в Турции?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Несостоявшийся путч в Турции вновь привлек внимание к теме современных российских мухаджиров. Именно они стали чуть ли не главными источниками информации о том, что происходит  в Турции - в режиме онлайн выкладывали фото и видео с улиц Стамбула, Анкары и Кайсери, переводили новости турецких каналов и интернет-порталов, комментировали происходящее в Стамбуле. Благодаря им информация через социальные сети в считанные минуты расходилась в интернет-пространстве. 

"Всю ночь Стамбул ликовал.." Из фототчета о победе над путчистами. Страница фб одного из новых российских мухаджиров. 

Кто эти люди-новые мухаджиры из России? Сколько их в Турции, чем они здесь занимаются и почему они оказались на Босфоре? Правомерно ли называть их новыми мухаджирами? Об этом мы говорили несколько месяцев назад с историком Гумером Исаевым, это интервью я разместила в своем блоге. (http://www.kavkaz-uzel.eu/blogs/1927/posts/22936). Сегодня в этом посте -  новые штрихи к портрету современного кавказского мусульманина в Турции,  основанные на моих интервью с мусульманами Кавказа, осевшими в этой стране. 

Думаю, миграцию  российских мусульман в Турцию нужно изучать отдельно. В Турцию эмигрируют по разным причинам – кто-то выходит замуж, кто-то едет учиться, кто-то ведет здесь успешный бизнес. Но российские мусульмане, мигрирующие в Турцию, это особая группа.  В современной классификации миграций из России можно назвать эту миграцию долгосрочной. «Долгосрочная миграция, -  по определению С.В. Рязанцева,  — это миграция на срок от трех месяцев и более, когда между мигрантом и регионом или страной его постоянного проживания не прерывается «статистическая связь», т. е. он остается гражданином этой страны или ее постоянным (но не наличным) жителем, его имя сохраняется в регистре или иной системе национального учета с обязательным возвращением к прежнему месту жительства».

Основной регион, из которого мигрируют мусульмане России – это Северный Кавказ. Турция является одним из устойчивых миграционных коридоров для населения Северного Кавказа наряду с ОАЭ, Кипром, Израилем.

В своем недавнем интервью главред портала «Голос ислама» Хамза Дмитрий Черноморченко говорит о 15 тыс. российских мусульман в Турции, осевших здесь с 1990-х гг. (https://birdinflight.com/ru/mir/20160720-dmitrij-hamza-chernomorchenko-o-tom-pochemu-russkie-musulmane-podderzhivayut-erdogana.html)

Однако точное количество мусульман, уехавших в Турцию из России,  определить не представляется возможным по следующим причинам:

 1) Учет количества эмигрантов  «привязан»  к системе регистрации (прописки»), а именно к факту снятия с регистрационного учета только при выезде на постоянное место жительство за границу. Мусульмане, выезжающие в Турцию, как правило, не снимаются с регистрационного учета.

2) Отсутствует координация между статистическими данными  МВД  (регистрация по месту постоянного жительства и месту временного пребывания) и пограничной службы, фиксирующей факты пересечения государственной границы РФ;

3) Отсутствие комплексной информации и недостаточно эффективная система учета  граждан РФ, проживающих и находящихся за пределами России;

4) Отсутствие взаимодействия  Федеральной службы государственной статистики с национальной статистической службой Турции  по численности российских граждан.

Большинство мусульман из России находятся  в Турции по туристической визе. Они живут в Стамбуле, Анталии, Ялове (как правило, этот город выбирают для проживания мусульмане, придерживающиеся радикальных взглядов и имеющие проблемы с законом РФ) и Бурсе.

На фоне продолжающейся гражданской войны в Сирии и ужесточении посещения иностранцами Египта после событий «арабской весны», а также закрытости Саудовской Аравии для иностранцев, Турция оказывается для российских мусульман предпочтительной как по экономических причинам, так и по легкости перемещения.

Следует, конечно, подчеркнуть, что эта миграционная волна кавказских мусульман в Турцию далеко не первая. Самая известная – это депортация с исторической родины кавказских мусульман (в основном черкесов) в Османскую империю в ходе Кавказской войны, вторая волна связана уже с событиями революции и гражданской войны. Стамбул в 1920-е гг. оказывался промежуточным пунктом, через который «белая гвардия», в том числе и офицеры и высший состав Дикой дивизии, эмигрировали дальше в европейские страны. Для многих из них пребывание в Стамбуле затягивалось на годы, здесь они встраивались в структуры, наработанные в ходе самоорганизации кавказской диаспорой 19 века, и успешно реализовали просветительские и образовательные проекты.

Наконец, третья волна связана с чеченскими войнами 1990-х гг., породившими масштабные потоки беженцев, в том числе и в Турцию.

Наличие фактора кавказской (черкесской) 2-3 млн диаспоры в Турции, сложившейся еще в XIX в. в связи с миграциями кавказских мухаджиров в ходе Кавказской войны (1818-1864 гг.) имеет, хотя и  опосредованное, значение для адаптации современных кавказских мусульман в Турции. В настоящее время кавказская диаспора глубоко интегрирована в общественную и политическую жизнь Турции. Процессы движения Турции в Евросоюз подстегнули либерализацию правительственного курса по отношению к нетурецким меньшинствам, что послужило появлению новых возможностей изучения кавказских языков и культур в государственных вузах, структурированию новых этнических организаций. В целом, в Турции российские мусульмане получают комплиментарное отношение.

Определенная часть (около 10% ) мусульман из России мигрирует в Турцию из-за проблем с законодательством и симпатий к радикальным группам и для дальнейшего транзита в ИГИЛ (запрещена в РФ). Эта группа наиболее закрыта для изучения и сосредоточена в основном в Ялове. Поток таких людей из Дагестана в 2012-2106 гг. существенно возрастает.

Другая группа людей, их абсолютное большинство,  приезжает по социально-психологическим причинам – из-за дискомфорта и невозможности полноценно отправлять свои религиозные практики в России. При этом наличие бороды и хиджаба в перечне проблем, с которыми сталкиваются мусульмане, являются, по их же мнению, наименьшими из зол.

В Турции переезжают в основном  выходцы из СКФО и ЮФО, в большинстве из Дагестана, Северной Осетии-Алании, Кабардино-Балкарии. В 2015 году несколько семей выехало в Турцию из Адыгеи.

Одним из факторов, способствующих напряженности в отношениях между силовыми структурами и мусульманами региона, является система профилактического учета, сформировавшаяся в настоящее время Дагестане. Люди, попадающие в список поставленных на учет, не имеют судимостей и не обвиняются правоохранительными органами в совершении правонарушений, не проходят по уголовным делам.

В аналитических докладах Международной кризисной группы говорится о том, что они не являются ни условно осужденными, ни освобожденными из мест лишения свободы (в отношении этих категорий граждан применяются соответствующие нормы законодательства по осуществлению  законного  надзора). Человек, попавший в такой список, подвергается нарушениям прав на частную жизнь, личную неприкосновенность, свободу передвижения. Мусульмане, числящиеся в списках профучета, могут быть задержаны без законного повода.

Их фотографируют, снимают отпечатки пальцев, берут пробы ДНК, ведут допрос о составе семьи и маршрутах их передвижений даже в пределах своего города или района. Не прекращается практика задержания мусульман, о чем свидетельствуют материалы правозащитных организаций, по признаку наличия бороды или хиджаба. Именно такая группа мусульман-салафитов, не стоящая на радикальных позициях, но испытывающая социальный дискомфорт, является основным контингентом, мигрирующим в Турцию.

 О том, где работают кавказские мусульмане в Стамбуле, как учат турецкий и как реализуют образовательные проекты – в следующем посте…