Два таких разных Бековича-Черкасских. Архивный Пост.

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Первый пост в Новом году – продолжение архивного проекта с историком М. Вачагаевым. Под Парижем есть мусульманское кладбище Бобиньи, на котором покоятся эмигранты с Северного Кавказа, оказавшиеся во Франции в период Гражданской войны. Герои Дикой дивизии и члены Горского правительства, обычные люди и члены их семей… Ухоженные могилы и разбитые безымянные надгробья…Разные судьбы – одна утраченная родина.. 

Сегодня рассказ Майрбека о двух Бековичах-Черкасских:

«Бековичи-Черкасские - знаменитая кабардинская фамилия, давшая много интересных и значимых имен. Эта  фамилия княжеская и не нуждается в представлении. О роде Бековичей-Черкасских много написано, этой фамилией занимались исследователи, особенно в связи с эпохой Ивана Грозного, поскольку с его второй женой Марией Темрюковной клан Черкасских стал утверждаться в Москве. Я  считаю, что  нет необходимости повторять общеизвестные факты. 

Я коснусь только двух представителей рода Бековичей–Черкасских - Эльмурзы Асланбековича и Темирбулата Джанхотовича. Оба по одной и тоже причине оказались за рубежом после гражданской войны на Северном Кавказе.  Их путь складывался по-разному, но привел обоих в Париж.  

БЕКОВИЧ-ЧЕРКАССКИЙ Федор (Темир-Булат) Николаевич (Джанхотович), князь. Родился 27 мая 1870 г. в  с. Бековичево, Малая Кабарда Терской области. Родители  в официальных документах обозначены  Джархот (Джанхот) Бекович-Черкасский и Жанна Атажукина.

Был женат на Надживат Каплановой, она родилась 18 мая 1890 г. во Владикавказе. Ее родителями были Забит Капланов и Айхалла Аджиева. Надживат скончалась 9 марта 1979 г. в Доме русских военных инвалидов в г. Монморанси и похоронена на мусульманском кладбище Бобиньи/Le cimetière musulman de Bobigny (под Парижем) в той же могиле, что и муж.

Темир-Булат Бекович-Черкасский скончался 18 ноября 1953 г. в возрасте 85 лет в Париже, похоронен  на мусульманском кладбище в Бобиньи / Le cimetière musulman de Bobigny под Парижем).  

Генерал-лейтенант, участник Первой мировой войны и Белого движения.

Получил хорошее военное образование, в 1903 г. окончил Офицерскую кавалерийскую школу, в  1904 г. уже подъесаул, первый командир Кабардинской сотни в составе Терско-Кубанского полка Кавказской конной бригады.

В 1904-1905 гг. во главе сотни участвовал в Русско-японской войне. С 1914 г. — войсковой старшина, комендант г. Иркутска. Служил в Кабардинском конном полку. В 1916 г. — командир Татарского конного полка. С 29 октября 1916 г.— командир 2-й бригады (Татарский и Чеченский конные полки) Кавказской туземной конной дивизии.  

Май-октябрь 1917 г. — командир 1-го гвардейского кирасирского полка, командир 2-й бригады (Чеченский и Ингушский конные полки) 1-й Кавказской туземной кавалерийской дивизии.  

Среди его многочисленных орденов стоит выделить Орден Святого Георгия IV класса (ВП 23.05.1916), полученный  за конную атаку дивизиона Кабардинского полка 10 сентября 1915 г. у деревни Доброполе.  

С 1 февраля (19 января) 1919 г. Федор Бекович-Черкасский - правитель Кабарды,  17 марта 1919г.  — начальник Кабардинской конной дивизии. 31 марта (13 апреля) 1919г. — генерал-лейтенант. С 1920г. — служил в Русской Армии Врангеля до эвакуации из Крыма. Эвакуировался из Ялты на корабле «Корвин» с женой в Стамбул. Здесь пытался продолжать активную деятельность, ожидая визу во Францию. Так, в 1921 г.  он был одним из основателей Национального комитета освобождения горских народов Северного Кавказа в Стамбуле. В том же году он организует Кавказский комитет. В 1922 г. ему удается получить визу во Францию, и он переезжает туда. В эмиграции жил в Париже. Был одним из немногих, отказавшихся участвовать в масонских ложах, организованных северокавказцами в Париже.  

Сертификат, подтверждающий личность Темир-Булата Бековича-Черкасского, выдан во Франции.

С 1934 г. - член правления Союза Георгиевских кавалеров, в 1943 г. избран его председателем. Почётный председатель Объединения офицеров лейб-гвардии Кирасирского полка. Избирался председателем Союза офицеров кавказских армий. Член Кавказского общества «Аллаверды». Входил в Комитет по подготовке празднования 125-летия со дня рождения М.Ю. Лермонтова (1939). Руководитель Русского национального движения в Париже (1941–1945гг.). Почётный председатель объединения лейб-гвардии Кирасирского Его Императорского Величества полка. Скончался в Париже. 

БЕКОВИЧ - ЧЕРКАССКИЙ Эльмурза, родился 17 декабря 1898 г. в селе Кусас Бековичское, Терской области, Кабардинского округа. В возрасте 41 года скончался 8 февраля 1940 г., похоронен на мусульманском кладбище Бобиньи / Le cimetière musulman de Bobigny (под Парижем), сын Аслана  Бековича и Джан Атажукиной.  

 В 1918 г. закончил реальное отделение Ставропольской 1-ой мужской гимназии. В 1919г. году ушёл в Добровольческую армию в Кабардинский конный полк. В составе  полка эвакуировался через Грузию в Крым в армию генерала Врангеля, где был произведён на Таврическом фронте в корнеты. С Крымского фронта  в составе Туземного дивизионного Кабардинского полка  в ноябре 1920 г. эвакуировался в Стамбул. В 1921 г. в составе 80 казаков командирован в Чехословакию для прохождения сельскохозяйственных курсов, имел при себе дипломатический паспорт Русской миссии в Стамбуле.

Прошение Эльмурзы Бековича-Черкасского о выдаче средств. Прага. 1927 г.

На момент прибытия в Чехословакию ему была определена инвалидность с 25% нетрудоспособностью. В 1922 г. поступил в Карлов университет на сельскохозяйственный факультет.  В этом же году женился на Доитли Милади. 19 февраля 1924 г. у него родился сын. Член правления «Союза Горцев Кавказа» в 1923, редактор журнала «Горцы Кавказа» по данным на август 1924 г. (в Праге, Чехословакии), автор многочисленных статей и работ по Северному Кавказу.   

В 1926 г. «Союз горцев Кавказа» был преобразован в «Народную партию вольных горцев Кавказа» (НПВГК). В ЦК НПГК вошли: генеральный секретарь – Саид Шамиль (аварец, внук имама Шамиля); Магомет-Гирей Суншев (балкарец), Бахауддин Хуршилов (аварец), Решид Шемилев (чеченец). В Парижское отделение НПГК вошли: осетины Барасби Байтуган, Адиль-Бек Кулатти, Казихан Бессолти, Яйтек Кундух; черкесы Айтек Намиток, Эльмурза Бекович-Черкасский и др. Офисы партии находились в Праге, Варшаве, Берлине, Стамбуле и Париже.

При штаб-квартире НПГК в Париже функционировало «Информационное бюро» и выходили журналы «Горцы Кавказа» (Париж, 1929–1934 гг.) и «Северный Кавказ» (Варшава, 1934–1939 гг.). 

Жизнь в Праге для него была невыносимой, днем он учился, а вечером занимался общественными делами «Союза Горцев», у него не было физически времени подрабатывать.  Во Францию прибыл 27 июня 1929 г. В 1931 г. входит в «Союз горцев Кавказа» в качестве секретаря при Президенте Мохмаде Джабагиеве. В конце 1939 г. в официальных бумагах Эльмурза числится как вдовец и как отец одного ребенка. 

Жизнь двух Черкасских была совершенно разной. Если генерал Темир-Булат мог себе позволить снимать квартиру в Париже, то Эльмурза вынужден был несколько лет жить в гостинице за счет помощи государства, так как средств, выделяемых ему как редактору журнала, не хватало даже для покрытия элементарных расходов. 

Ничего неизвестно о том, помогал ли генерал Темирбулат своему родственнику, но жизнь Эльмурзы была небезоблачной. Ему приходилось подрабатывать, чтобы прокормить себя и жену, которая умерла раньше него на 10 лет, и после заниматься маленьким сыном, которого нужно было поставить на ноги. Умирая, он больше всего переживал за своего 16 летнего сына, судьба которого также остается пока мне неизвестной.  

Жизнь Эльмурзы для меня интересна больше, так как, в отличие от своего богатого родственника Темирбулата, он сам по себе пример того, как выживал горец в совершенно другой стране, как пытался создать все лучшее для сына, на какие риски был готов ради благополучия своей семьи, что типично  для многих  беженцев с Кавказа во Франции и в Германии.  

Эта жизнь не была романтической, это было выживание. И не все с этим смогли справиться. Кто–то ушел в армию, кто-то от отчаяния покончил собой, кто-то за несколько сот франков мог и убить  соплеменника. Эльмурза своими руками и своей головой прокладывал путь к лучшему своему сыну, не себе, а именно ему. 

Сегодня два Черкасских покоятся на одном кладбище. Оба похоронены недалеко друг от друга. Но у бедного и  с трудом выживавшего Эльмурзы есть еще надгробный камень, который сохранился благодаря его сыну, в то время как у богатого Темирбулата нет ни камня, ни могилы. Даже в списках захоронений кладбища неправильно указано место захоронения Темирбулата и его жены Надживат.

 Могила Эльмурзы Бековича-Черкасского.

Заброшенная могила Темир-Булата Бековича-Черкасского.

Судьбы двух людей из рода Бековичей–Черкасских во Франции, так и не ставшей им Родиной, заставляют заново взглянуть на историю наших эмигрантов».