"Адат, шариат и законодательство РФ на Северном Кавказе. Вместе или раздельно?". Онлайн-дискуссия на Кавказском Узле 23 апреля в 19.00-20.30

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

 23 апреля в 19.00 -20.30 на КУ состоится онлайн-дискуссия «Адат, шариат и законодательство РФ на Северном Кавказе. Вместе или раздельно?».

Проблема полиюридизма (сосуществования двух или нескольких правовых систем) на Северном Кавказе не теряет свою остроту, а вопрос о совместимости шариата с современным законодательством РФ на фоне активизации ислама в России и мире приобретает особую актуальность.  

Сегодня мусульманское право, которое, на самом деле никогда не уходило из повседневной жизни на Северном Кавказе, все активнее публично заявляет о себе. Традиционные институты разрешения споров, основанные на нормах адата и шариата, существовали даже в СССР, а сегодня они переживают второе рождение и доказывают свою дееспособность. И хотя они не являются официальными органами правосудия, а их полномочия не зафиксированы российским законодательством, они признаются местным сообществом, пользуются поддержкой мусульман, а сама традиция гарантирует их исполнение.  

«Сегодня шариатские предписания, - отмечает самый авторитетный в РФ специалист по мусульманскому праву профессор Л.Р. Сюкияйнен, - используются даже для решения вопросов, которые в принципе подпадают под действие закона. Однако в силу ряда причин законодательство сознательно игнорируется либо государственные институты, призванные его применять, оказываются неэффективными или просто устраняются от осуществления своих функций». (Сюкияйнен Л.Р. Совместим ли шариат с современным российским правом? // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2014. №3. С. 4-30).

 

Примирение кровников, ограничение на продажу и оборот алкогольной продукции в некоторых республиках Северного Кавказа во время мусульманских праздников, проблематика хиджаба и судебный запрет на его ношение в государственных школах — далеко не полный перечень тем, получивших общероссийский резонанс. Есть и другой опыт регулирования по шариату, не столь резонансный, но к которому проявляет серьезный интерес мировое юридическое сообщество — это опыт решения вопросов брачного договора, опеки, попечительства и благотворительности.

 

В различных регионах Северного Кавказа действие адата и шариата проявляется по-разному. На востоке региона (в Дагестане, Ингушетии, Чечне) наряду с нормами российского законодательства действуют элементы как исламского права, так и традиционного права (адата). Исследователи отмечают, что в указанных регионах эти нормы нередко настолько тесно переплетены, что провести границы между ними на практике достаточно сложно: действует некий симбиоз норм, восходящих к этим двум системам.  

На западном Кавказе (в Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии)  шариат, кроме как в оформлении и расторжении брачно-семейных отношений, практически не используется, при этом определенные вопросы, в частности в сфере землепользования, решаются с применением норм традиционного права.  

При этом альтернативное правосудие в Ингушетии и Чечне, с одной стороны, и в Дагестане, с другой, организовано по-разному. По мнению К. Казенина, «в двух первых республиках действует централизованная система разрешения спорных вопросов на основе шариата, созданная под эгидой республиканских Духовных управлений мусульман". В Дагестане, по его мнению, есть несколько конкурирующих центров шариатского правосудия. Они могут действовать в отдельных селах, районах, на уровне этноса, а их успех и результативность определяться авторитетом отдельных духовных лидеров или ученых». (Казенин К. Перспективы институционального подхода к явлению полиюридизма. На примере Северного Кавказа //Экономическая политика. 2014. №3. С.178-198).

Современные российские правоведы, востоковеды и политологи по разному оценивают возможности введения норм мусульманского права в законодательство РФ.  

Одни считают, что некоторые нормы адата и шариата реально обеспечивают защиту интересов этнических и религиозных общин, а некоторые традиционные правила и институты отвечают юридическим критериям и вполне могут вписаться в правовую систему России, прежде всего, на региональном уровне.  

Другие категорически отрицают даже теоретическую возможность включения любых шариатских норм в российскую правовую систему, ибо, по их мнению, признание шариата в любой форме противоречит Конституции РФ.

Сама постановка вопроса, выносимого на обсуждение в нашей дискуссии, правомерна.  

В Указе Президента Российской Федерации о стратегии государственной национальной политики от 19 декабря 2012 г., взаимное уважение традиций и обычаев народов России, а также преемственность исторических традиций выделяются как принципы такой политики. Кроме того, федеральные чиновники и эксперты не раз говорили о том, что необходимо поддерживать институты, которые являются носителями традиционных ценностей и исторически доказали свою устойчивость.  

Наконец, в РФ действует законодательство о третейских судах и медиации, в рамках которого вполне могут создаваться и функционировать институты разрешения споров на основе шариатских норм.  

Наконец, во многих странах, в том числе и немусульманских, применяются смешанные формы права. В Англии и Уэльсе действует одна правовая система, а в Шотландии – совершенно другая, не родственная англо-саксонскому (прецедентному) праву. В канадском Квебеке или в штате Луизиане в США действует смешанное право на основе принципов, сформулированных еще в эпоху колониального господства Франции. В Израиле уголовная сфера регулируется общим правом, гражданская – религиозным. Для иудеев это, соответственно – Галаха, для мусульман – Шариат. 

 

Вопросы для обсуждения:  

  1. Шариат и адат и: опыт Российской империи и СССР на Северном Кавказе.

  2. Практики мусульманского права на современном Северном Кавказе (примирение кровников, брачные отношения, семейные и наследственные, земельные споры и т.д).

  3. Как может взаимодействовать мусульманское право и светское законодательство в РФ на примерах в конкретных субъектах СКФО?

  4. Как прийти к компромиссу разных правовых систем и возможен ли он вообще?

    а) признать существующее положение вещей, фактически действующие сейчас нормы адата и шариата без их законодательного закрепления, но и без искусственного возрождения оставшихся в прошлом традиций?

    б) принять законодательство, включающее сохранение местных традиций и обычаев, которые играют позитивную роль?

    в) отстаивать единство сложившей в современной России правовой системы, так как влияние прежних традиций минимально?

 

В дискуссии участвуют: 

Алексей Абазов - к.и.н., старший научный сотрудник отдела истории КБИГИ, Нальчик, КБР

Макка Албогачиева — к.и.н., старший научный сотрудник, Кунсткамера, Санкт-Петербург. 

Аслан Гедгафов - преподаватель Северо-Кавказского Исламского университета, Нальчик, КБР.

Ибрагим Доскиев — член совета Ингушского регионального отделения «Асооциация юристов России», Назрань, РИ.

Расул Кадиев — юрист, адвокат, блогер, Махачкала, РД.

Мухарби Карданов - юрист, Нальчик, КБР.

Арсен Магомедов — руководитель юридической фирмы "Магомедов и партнеры", Махачкала, РД.

Тимур Кораев — к.и.н., доцент, ИСАА при МГУ им. М.В. Ломоносова, Москва.

Даниял Магомедов — сотрудник Института языка, литературы и искусства ДНЦ РАН, Махачкала, РД.

Ирина Петрова — к.социол. н, доцент ННГУ, Нижний Новогород

Денис Соколов — политолог, Москва (заочно).

Иван Сухов — к.и.н., журналист, Москва.

Авраам Шмулевич - журналист, политолог, Израиль.

Идрис Юсупов — журналист издания «Новое дело», Махачкала, РД.

Ахмет Ярлыкапов — к.и.н., старший научный сотрудник, МГИМО, Москва (заочно)

Приглашаются все желающие.

Ссылка на дискуссию: http://www.kavkaz-uzel.ru/forum/topics/3489