Вчера было Прощеное воскресенье. За что и как просили прощения на Кавказе?

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Вчера было Прощеное воскресенье. Моя лента в фейсбуке была полна слов прощения — искренних, мудрых, пронзительных, трогательных... Уметь просить прощение и прощать — это и истинная мудрость, и духовная сила, и возможность начать с чистого листа, освободиться от вороха застаревших обид

У народов Кавказа нет аналога Прощенному воскресенью, но и ислам, и адаты предписывают просить прощения и прощать.

В Исламе есть суры Корана и хадисы, предписывающие искреннее прощение, терпимость к ошибкам людей и сострадательность.

Прояви снисходительность, вели творить добро и отвернись от невежд..”(Коран, 7: 199)

Сказал Муавия, да будет доволен им Аллах: “Будьте мягкими и терпеливыми, пока сможете, и если смогли – то вам прощение и честь”.

“…Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах – Прощающий, Милосердный”(Коран, 24:22)

Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников…”(Коран, 42:40)

Передается, что Абу Бакр, да будет доволен им Аллах,сказал: «Дошло до нас, что Аллах прикажет глашатаю в Судный день призвать: Пусть встанет тот, кто оставил у Аллаха что-либо, и встанут те, кто прощал. И Аллах избавит их от наказаний, равных тому, что они простили людям».

Мусульманское предание свидетельствует, что во всех случаях, когда люди приходили к Пророку Мухаммаду с просьбами о физическом наказании или возмездии, он всегда призывал к прощению и мирному разрешению конфликта.

В адатах кавказских горцев способность прощать и великодушие является такой же частью этнических и мужских кодексов, как мужество и смелость.

Самый мощный ритуал, связанный с прощением, - обряд примирения кровников, доживший в Чечне и Ингушетии до наших дней. Само прощение кровника готовится долго, иногда и не один год, в нем задействованы самые уважаемые люди обеих родов, а сам ритуал с молениями и проходом виновного к роду убитого в капюшоне, закрывающем лицо, - это развернутое, масштабное действо.

 

Сцена примирения кровников в Чечено-Ингушетии. 1936 г. Хроника ТАСС.

Прощение занимает особое место и в правилах коммуникации горцев. Представления о такте, обходительности, о готовности простить, понять, пойти на уступки, не заостряя внимания на разногласиях и не осуждая людей слишком строго за их промахи или ошибки — часть этикета кавказских народов.  

Наиболее точным и полным выражением этой идеи у черкесов является слово дэчых (дэчыхын). Эта категория по значимости равнозначна мужеству и также важна, как и скромность, деликатность, мудрость. Когда возникает спорная, конфликтная и тупиковая ситуация, участникам конфликта обычно советуют: “Нужно уступить, пойти на сближение позиций. Нельзя упрямо стоять на своем, в этом нет мужества и так можно лишь потерять лицо”.  

В адыгском фольклоре есть предание о знаменитом философе и мудреце Жабаги Казаноко. Однажды князь Хатокшоко в гневе ударил его плетью. Но Казаноко не стал отвечать тем же. Он сдержался и не сказал ни слова. Дома, посоветовавшись с женой, мудрец решил ждать, пока князь не одумается, а если этого не случится, то будет действовать по принципу: «Первым не бей, ударившего не жалей».  

Однако скоро князь понял, что повел себя недостойно и пришел к Жабаги с раскаянием и публично принес ему извинения.  

В повседневном общении на Кавказе не принято прерывать речь старшего, перечить ему и поправлять. Если все же в разговоре возникали темы, задевающие достоинство старших, то произносили специальные формулы, как бы извиняющие саму ситуацию. Черкесы в таких случаях сначала извинялись и говорили: "Ваша честь да будет еще выше».   

Подобными словесными формулами насыщен и речевой этикет ногайцев. «Сизинъ шагынъызга етсем, мен де билермен, эгер билмей айткан соьзим бар болса, кешип койынъыз» (Когда я достигну вашего возраста, и я буду все знать, но если я сказал что - то не так, то прошу вас меня извинить), «Сиз оьзекте уьйкенсинъиз, акыллысыз» (Вы, конечно, старше и мудрее…), «Меннен сиз коьп билесиз, коьп коьйлеклер тоздыргансыз…» (Вы больше меня знаете, много рубах износили…).  

Извинения сопровождали отказ в какой-то просьбе, особенно если просьба — от женщины или гостя.  

На Кавказе могли в шутливой форме извиниться и за свое нездоровье, плохое настроение или физическую слабость — еще с детства горца приучали к тому, что неприлично жаловаться на усталость, жажду, недосыпание, голод, холод, жару и т. п. Взрослому человеку следовало переносить это с достоинством, не привлекая внимания.

У черкесов в ходу выражение - «ЕмыкIу сыкъумыщI» - "Не посчитай за бестактность". Эта словесная формула, как о нйе писал Б. Бгажноков, «куртуазный жест, реакция человека воспитанного, который уважает собеседника и сам себе знает цену». В ответ на извинения человеку говорили следующее: "Не беспокойся, я не вижу в этом и малой доли бестактности". Это означало, что одна из сторон хорошо понимает ситуацию, входит в положение человека, не осуждает или прощает его.  

У осетин существовала ритуальная практика извинения перед трехногим столиком — фынг. Это предмет занимал особое ритуально-престижное место в быту осетин. Это не просто предмет, на котором подавалась пища, это еще и предмет, насыщенный знаковым содержанием. Если нравственным долгом любого осетина считалось предложить еду всякому, кто в ней нуждался — и нищему, и ребенку, и чужаку, то в этом случае перед пришедшим никогда не выставлялся ритуальный столик фынг, трапеза на котором подчинялась строгим предписаниям этикета. «В какой-то мере фынг был показателем социальной престижности: детям, подросткам, социально недееспособным людям еда на фынге не подавалась», - пишет этнограф Алина Хадикова.

Так вот, во время трапезы за фынг считалось высшим проявлением невоспитанности говорить непристойности, а оскорбление фынга хозяин никому не прощал, его именем проклинали, а также божились. У стола, как у живого существа, просили прощения, если трапеза прошла с нарушением этикета.  

Конечно, умение просить прощение и простить дано не каждому. Это высокая планка, до которой надо дорасти. Мне, например, прощение дается с большим трудом.

Так что, пользуясь случаем, прошу прощения у всех, кого задела и обидела...

 

Пост написан по материалам:

Б. Бгажноков «Адыгская этика». Нальчик, 1999

А. Хадикова «Осетинский этикет». Владикавказ, 2006