Два комментария по "Порталу"

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

конфликт вокруг "Портала" длится почти три недели, все это время позиция Национального музея оставалась неясной. мне получить комментарии директора музея не удалось. и вот наконец расширенный комментарий директора Ларисы Сохиевой опубликован в газете "Северная Осетия". от себя я добавляю короткое интервью одного из основателей "Портала", Темболата Гугкаева, записал вчера. читайте, смотрите, делайте свои выводы.


 

«Выстояв в архисложное перестроечное и постперестроечное время в сложнейших условиях отсутствия фондохранилищ, эвакуации коллекций, оптимизации штатного расписания, мизерной зарплаты, один из старейших музеев Кавказа - Национальный музей РСО-А, основанный в 1893 г., продолжает выполнять свою главную задачу и миссию – коллекционирование, сохранение, изучение и популяризация культурного наследия Осетии-Алании. Именно для этих целей создаются национальные музеи - хранилища общечеловеческого культурного и исторического наследия. Деятельность Нацмузея попадает в правовое поле российского и международного законодательного права о деятельности музеев.

Хотелось бы уточнить, что ценности, хранящиеся в Национальном музее республики, являются общегосударственной собственностью и входят в Музейный фонд РФ, для сохранения которого, благодаря усилиям Главы нашей республики Вячеслава Битарова, вопрос финансирования реконструкции музея сдвинулся с мертвой точки. Более 20 лет жители Осетии лишены своего конституционного права – доступа к культурным ценностям, а музей вынужден хранить свои коллекции в тесных, неприспособленных, обветшавших помещениях упакованными в ящики и коробки! А действующая экспозиционная площадь музея сегодня составляет 130(!) кв. м. Согласитесь, что сложно разместить на ней более 400 000 экспонатов, которые за 120 лет собрал наш музей. Говорить об излишках каких-либо площадей музею не приходится, ведь концепция любого музея предполагает рост коллекций и инфраструктуры музея.

Проект нового музейного комплекса, который предполагает использование новейших музейных технологий, также дает возможность расширить услуги музея, сделав пребывание посетителей максимально комфортным. И как в любом столичном музее у нас тоже предполагается наличие конференц- и кинозала, кафе и др. 

К сожалению, в Интернете организована кампания шельмования Национального музея, объявленного гонителем и губителем молодежных культурных инициатив. Никем не проверенные ложные обвинения, к нашему удивлению, нашли поддержку не только у активных участников соцсетей, но и, по словам представителей "творческого объединения", - у чиновников. Правда же состоит в том, что музей проявил излишнюю мягкость и понимание, когда незарегистрированное «творческое объединение» нашло приют в помещениях бывших хранилищ музея.

В течение двух лет руководство музея многократно обращалось в Министерство культуры РСО-А в связи с незаконным присутствием на территории музея посторонних лиц, которые нарушают его безопасность как в дневное, так и в ночное время. Вызывает сомнение бескорыстие инициаторов и закулисных руководителей неприглядной возни вокруг многострадального музея. Не стоит ли за всем этим прозаическая и вполне меркантильная цель отторжения перспективного бизнес-пространства в самом центре столицы республики?

К слову сказать, это далеко не первая попытка! Нет сомнения, что творческая молодежь нуждается в поддержке, и в республике такая система давно отработана: есть грантовые конкурсы, проводятся художественные симпозиумы, многочисленные выставки, организуемые Союзом художников, музеями, библиотеками республики. Прекрасные возможности для реализации самых смелых творческих проектов разумеется, при их наличии, дают Центр развития традиционной культуры и этнотуризма «Фарн» и Северо-Кавказский филиал Государственного центра современного искусства (ГЦСИ-РОСИЗО). Есть и опыт размещения молодежных организаций – во Дворце молодежи, домах культуры, бизнес-инкубаторе – было бы желание. 

Однако пространство, на которое агрессивно претендуют наши гости, отведено государством для развития музея – в том числе под нынешнее строительство. Никаких законных оснований использовать его для иных целей Национальный музей не имеет – ни по российским законам, ни по международному музейному праву. 

Статус Национального музея РСО-Алания как специализированного общественного института, формирующего, хранящего, изучающего культурное наследие Осетии-Алании и на этой основе просвещающего граждан, должен быть законодательно отделен от организаций, имитирующих музейную деятельность либо использующих наименование «музей» в коммерческих целях. Нельзя недооценивать значение Национального музея РСО-Алания с точки зрения его политической и, не побоюсь этого слова, стратегической значимости».

отсюда: http://www.sevosetia.ru/news_full/Obshestvo/Puti-Portala-neispovedimy/