Религиоведы назвали мракобесием ритуальное избиение жителя Баку

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Избиение с целью "изгнания духов" для исцеления больных, в частности умершего в результате ритуала жителя Азербайджана Мурада Солтанова, не имеет никакого отношения к религии, заявили религиоведы и богословы.

Как писал "Кавказский узел", тело 25-летнего жителя Баку Мурада Солтанова с различными телесными повреждениями было найдено 10 ноября на съемной квартире в городе Шабран. Задержанные по подозрению в избиении рассказали следователям, что Солтанов был болен, и его били палками из гранатового дерева, проводя ритуал по "изгнанию духов".

Уголовное дело расследуется по статьям 126.3 (нанесение тяжкого телесного повреждения, повлекшего смерть человека) и 138.2.-1 (применение запрещенных законом методов лечения, повлекшее смерть человека) УК Азербайджана.

Исцеление путем "изгнания джиннов" - проявление мракобесия, заявил корреспонденту "Кавказского узла" шиитский богослов, глава общины бакинской мечети "Мешади Дадаш", хаджи Шахин Гасанли.

"Все это не имеет никакого отношения к исламу. В мусульманской религии есть признание приоритетности науки. В хадисе пророка Мухаммеда сказано: час занятия наукой превыше совершения обрядов в течение 60 лет. В другом хадисе говорится, что наука важна – с колыбели до могилы. Поэтому люди должны обращаться к врачам. Конечно, можно совершать и молитвы для исцеления, это нормально, но лечение должны проводить специалисты. А "выбивать джиннов" - это невежество, мракобесие. Оно не имеет никакого отношения к исламу", - пояснил Гасанли.

В исламе нет понятия "изгнания джиннов", подчеркнул и специалист неправительственного Центра исламских исследований "Иршпад" Эльшад Мири. "Это выдумки шарлатанов, которые во все времена использовали такие вещи в корыстных целях. Некоторые и сейчас утверждают, что чтением Корана больному выбивают из него болезнь. Однако и это выдумки. Они не имеют никакого отношения к религии", - подчеркнул Мири.

Ислам отвергает всякий оккультизм, гадания, в том числе использования всего этого для исцеления, заявил корреспонденту "Кавказского узла" обозреватель по религиозным вопросам агентства Turan Тофиг Тюркель.

По его словам, избиение с целью "изгнания духов" не может быть сравнимо с самоистязанием по случаю дня Ашура у шиитов. "В Ашура мусульмане осознанно причиняют себе боль, чтобы пережить то, что пережили почитаемые ими святые, как бы в солидарность с ними", - пояснил Тюркель.

Ашурой называется десятый день месяца Мухаррама (первого месяца мусульманского лунного календаря (хиджры)). Именно на него приходится кульминация траурных мероприятий мусульман-шиитов, посвященных памяти внука пророка Мухаммада, имама Хусейна, убитого 10 Мухаррама 680 года в неравном бою с халифскими войсками. В память о мученической смерти Хусейна в шиитских общинах принято проводить траурные церемонии - тазия, в ходе которых некоторые их участники совершают самоистязания, говорится в справке "Мухаррам" в разделе "Справочник" на "Кавказском узле". Также в этом разделе опубликованы справочные статьи "Суннизм", "Шиизм", "Ислам в России".

Суеверия есть у всех народов, отметил в свою очередь азербайджанский психолог, доктор философии по медицине (звание соответствует кандидату медицинских наук. - Прим. "Кавказского узла") Азад Исазаде.

"Суеверные есть даже среди очень образованных людей. Это проявляется, к примеру, при постукивании по дереву во избежание "сглаза" или отказе идти дорогой, если по ней пробежала черная кошка. Но такие действия, как побои для "изгнания духов" являются пережитками старины. В Азербайджане такие случаи происходят очень редко и обычно в сельских районах", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Исазаде.

По его словам, некоторые люди верят в силу альтернативной медицины. "Может быть, отец умершего верил в то, что "изгнание духа" как раз является чем-то подобным. Но психиатрические болезни никак не могут быть вылечены народными средствами. Есть болезни, которые невозможно полностью вылечить, к примеру, связанные с расстройством психики. Поэтому некоторые стараются не направлять родных в психбольницы, опасаясь, что там в окружении других больных им станет хуже, и надеются на какие-то другие методы", - отметил Исазаде.

При этом он признал, что в народной медицине есть эффективные методы лечения ряда заболеваний. "В частности, лечение некоторых внутренних болезней или ран отварами трав. Но это эффективно, если лечением занимаются знатоки народной медицины. К сожалению, в Азербайджане эта сфера не регулируется специальным законом, и много нечистоплотных людей хотят зарабатывать на доверчивых гражданах", - подчеркнул Исазаде.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"