Абхазские политики и журналисты разочаровались в Женевских дискуссиях

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Формат Женевских дискуссий изначально был непригодным для заключения соглашения о неприменении силы, считают бывший руководитель МИД Абхазии Вячеслав Чирикба и глава общественной организации Ирина Агрба. Отсутствие прогресса в переговорах связано с отказом Грузии признать Абхазию и Южную Осетию самостоятельными сторонами конфликта, сказали журналисты Инал Хашиг и Антон Кривенюк.

Как писал "Кавказский узел", участники 43-го раунда Женевских переговоров 28 марта не смогли принять декларацию о неприменении силы в Закавказье, объяснив это неготовностью сторон к конструктивному обсуждению вопроса. Россия и Грузия преследуют на переговорах разные цели, пояснили "Кавказскому узлу" грузинские и российские политологи.

О подготовке совместной декларации Грузии, Абхазии, Южной Осетии, России и США, а также сопредседателей дискуссий - Евросоюза, ООН и ОБСЕ - о неприменении силы в Закавказье сообщил 20 марта "Коммерсант". Издание сослалось на слова главы МИД Абхазии Даура Кове, который 9 марта сказал, что участники дискуссий "очень близко подошли" к принятию совместной декларации, и замглавы МИД России Григория Карасина, который выразил надежду, что заявление о неприменении силы "будет принято на предстоящих переговорах".

Абхазские эксперты связали итоги переговоров с отношениями Грузии и Запада

Позиция восприятия конфликта с Абхазией грузинской стороной является очень старой, считает председатель Экспертного фонда «Ахипшымра» и бывший министр иностранных дел Абхазии Вячеслав Чирикба.

«Грузинская сторона считает, что Абхазия оккупирована российскими войсками, поэтому она не является субъектом, и ничего подписывать с нами не собирается. Даже на самих Женевских дискуссиях абхазская делегация фигурирует не как отдельная республика, а как группа экспертов от российской стороны. То есть они нас не хотят признавать как государство», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Вячеслав Чирикба.

Он признаётся, что эти «переговоры внушали небольшую надежду» на появление «хоть какого-то совместного заявления о неприменении силы с грузинской стороны». При этом он считает, что данное положение дел не устраивает ни одну из сторон конфликта.

Но Грузия не хочет сделать ни малейшего шага для решения проблемы, уверен Чирикба. «Потому что для них это будет косвенно означать, что Абхазия - какое-то отдельное государство», - говорит он.

По мнению эксперта, формат Женевских дискуссий «изначально был ущербным», так как чиновники из разных стран представлены на переговорах «просто как эксперты». «Поэтому здесь изначально заложены противоречия. Пока все смиряются, общаются. Но никто не ожидает никаких прорывов», - уверен Вячеслав Чирикба.

Историк и председатель общественной организации «Женщины в политике» Ирина Агрба считает прошедшие переговоры не самым благоприятным «моментом» для Женевских дискуссий по безопасности и стабильности на Южном Кавказе.

«Грузия, чьё согласие о неприменении силы является принципиально важным и ключевым, находится в фарватере западной политики и действует не самостоятельно. Сегодня она не готова для такого важного и позитивного шага», - заявила корреспонденту «Кавказского узла» Ирина Агрба.

Отметим, что 29 марта грузинский МИД сообщил, что один из сотрудников секции интересов Российской Федерации при посольстве Швейцарии должен выехать из страны в течение семи ближайших дней. Власти Грузии объяснили это проявлением солидарности с Великобританией и присоединилась к ряду стран, принявшим решение о высылке российских дипломатов в связи с отравлением бывшего офицера ГРУ Сергея Скрипаля в Лондоне.

«Если перспектива подписания документа о неприменении силы будет полностью проигнорирована, то, как мне кажется, женевская площадка потеряет свой смысл. Диалог ради диалога – это не только не разумно, но и глупо», - уверена Ирина Агрба.

Журналисты предлагают Грузии вести переговоры отдельно по трем конфликтам  

Власти Грузии со времен Михаила Саакашвили считают, что нет грузино-абхазского конфликта, а есть грузино-российский конфликт, сообщил редактор JAMnews Инал Хашиг.

«С приходом нового грузинского правительства какие-то подходы поменялись, но официальный Тбилиси пытается торпедировать подписание соглашения и обязательно перенести его в плоскость грузино-российских отношений. В дальнейшем это будет мешать разрешению существующих грузино-абхазских противоречий», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Инал Хашиг.

Женевские дискуссии были созданы как «подушка безопасности после августовских событий 2008 года», уверен журналист. «Нужна была некая площадка для обсуждения конфликта на международном уровне. И поэтому требовать от дискуссий того, что никак не вписывается в заданный формат наивно», - полагает Инал Хашиг.

Основное расхождение во взглядах грузинской и абхазской сторон заключается в интерпретации сторонами конфликта, считает абхазский журналист, колумнист EADaily Антон Кривенюк.

«Грузия склонна формировать понимание о грузино-российском конфликте, делая акцент на событиях 2008 года. Но это Грузию загоняет в тупик. Наверное, стоило бы развести вопросы, связанные с подготовкой соглашения о неприменении силы на три разных документа: российско-грузинское, которое отразит ситуацию 2008 года, и отдельно два других - грузино-абхазское и грузино-осетинское. Потому что в основе каждого из конфликтов совершенно разные исторические события и разные последствия, в том числе правовые», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Антон Кривенюк.

9 марта премьер-министр Грузии Георгий Квирикашвили заявил о своей готовности к диалогу с властями России, Абхазии и Южной Осетии. Это заявление вызвало негодование оппозиции, которая увидела в нем готовность грузинских властей уступить России. Российский МИД в свою очередь отреагировал сообщением о заинтересованности в оздоровлении отношений с Грузией. 14 марта Квирикашвили объяснил свое резонансное заявление стремлением улучшить ситуацию в стране, но опрошенные "Кавказским узлом" политологи не увидели шансов на прямой диалог Грузии с Абхазией и Южной Осетией.

Итоги последнего раунда Женевских дискуссий показали, что Грузия не собирается уходить от той позиции, которая возникла во времена Михаила Саакашвили, считает старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа МГИМО Николай Силаев.

«К сожалению это говорит о том, что недавнее заявление премьер-министра Грузии, выдержанное в примирительном тоне, было всего лишь риторикой», - заявил корреспонденту «Кавказского узла» Николай Силаев.

Внешнеполитические ведомства Абхазии, Южной Осетии и Грузии сообщили подробности Женевских переговоров

Основным требованием абхазской стороны на 43-м раунде Женевских дискуссий 27 и 28 марта было принятие совместного устного заявления о приверженности сторон к неприменению силы, сообщил 29 марта МИД Абхазии. Он заявил, что такое заявление не было принято из-за «неприемлемости американских формулировок, возвращающих старые тезисы о характере событий августа 2008 года».

Посредником на переговорах между Грузией и Россией выступает Швейцария после того, как в 2008 году Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, а парламент Грузии проголосовал за разрыв дипотношений с Россией. Грузия считает Абхазию и Южную Осетию оккупированными Россией территориями, говорится в справке о "Пятидневной войне" 2008 года, опубликованной в разделе "Справочник" на "Кавказском узле".

«В свою очередь представители грузинской делегации попытались сместить обсуждение основного вопроса, поставив в центр дискуссий дело о гибели грузинского гражданина Арчила Татунашвили, обвинив при этом в его смерти не только Южную Осетию, но и Россию. А также продолжали в своей риторике настаивать на том, что Абхазия - «оккупированная территория» и не является стороной конфликта, а обязательство о неприменении силы должна взять на себя Россия», - говорится в сообщении пресс-службы абхазского МИДа, в котором также приводятся слова главы ведомства Даура Кове и зампредседателя Совета госбезопасности Абхазии Владимира Арлана.

В ходе переговоров в Женеве обсуждались вопросы незаконного пересечения границы Абхазии по реке Ингур, и Кове призвал власти Грузии и представителей международных организаций информировать жителей приграничного с Абхазией района Грузии о порядке перехода границы. «Это даст возможность в будущем избегать инцидентов, связанных с незаконным пересечением государственной границы иностранными гражданами», - заявил Даур Кове.

Владимир Арлан в ходе Женевских дискуссий заявил о том, что результаты обустройства государственной границы положительно сказались на вопросах безопасности. «Если посмотреть на статистику, то за последние 9 лет, после того, как к охране государственной границы присоединились военнослужащие пограничного управления ФСБ России, значительно меньше стало таких тяжёлых преступлений, как похищение людей, грабежей и терактов», - сказал Владимир Арлан.

Об отсутствии прогресса в рамках обсуждения заявления о неприменении силы в рамках Женевских дискуссий, возложив ответственность за это на участников американской и грузинской делегаций, заявили и в МИД Южной Осетии, где отметили, что югоосетинской делегацией было заявлено о неприемлемости использования факта смерти Татунашвили для фальсификаций и политических провокаций.

Югоосетинская делегация призвала грузинскую сторону приступить к совместной работе по обозначению линии прохождения границы между Южной Осетией и Грузией, а также обвинила грузинскую сторону в срыве намеченного на 1 марта заседания в рамках Механизма по предотвращению и реагированию на инциденты (МПРИ).

В ходе переговоров представители ОБСЕ подтвердили, что работа международного эксперта по поиску без вести пропавших граждан Южной Осетии будет продолжена, при обсуждении вопросов культурного наследия было заострено внимание на проблеме сохранности осетинских памятников, находящихся под контролем Грузии, а дискуссия по проблеме беженцев не проводилась, говорится в сообщении от 29 марта на сайте МИД Южной Осетии.

Грузинская сторона подтвердила, что на переговорах в Женеве возложила ответственность за смерть гражданина Грузии Арчила Татунашвили на Российскую Федерацию, как силу, осуществляющую эффективный контроль в оккупированных регионах, говорится в заявлении МИД Грузии от 29 марта.

Южная Осетия через миссию Красного Креста 20 марта передала Грузии тело Арчила Татунашвили, скончавшегося 23 февраля в больнице Цхинвала, на следующий день после задержания южноосетинскими силовиками по подозрению в подготовке диверсии. При этом, как рассказали ранее жители Ахалгорийского района, Татунашвили торговал овощами и был задержан силовиками в Южной Осетии после конфликта и отказа платить неформальную "дань" за право торговать. Эксперты в Грузии зафиксировали на теле умершего множественные следы пыток, заявил министр по делам перемещенных лиц Созар Субари. 24 марта Татунашвили был похоронен с воинскими почестями на братском кладбище в Тбилиси. 21 марта депутаты парламента Грузии потребовали от правительства ввести санкции против людей, обвиняемых и осужденных за преступления против граждан Грузии в Абхазии и Южной Осетии.

Участники из Грузии призвали Россию не создавать препятствия для расследования, чтобы виновные предстали перед правосудием. «Задержку передачи тела семье почти на месяц они оценили как негуманное действие. Участники из Грузии подчеркнули, что пытки и убийство Татунашвили являются результатом бездействия со стороны России», - заявили в МИД Грузии.

При этом грузинские участники подчеркнули важность создания международных механизмов безопасности в Южной Осетии и Абхазии и необходимость вывода из этих регионов российских военных сил, передает со ссылкой на грузинский МИД «Грузия Онлайн».

Ранее сообщалось, что глава грузинской делегации, замминистра иностранных дел Грузии Давид Дондуа обвинил российскую сторону в уклонении от конструктивного рассмотрения проекта совместного заявления о неприменении силы, а российский МИД возложил ответственность за отсутствие результата на переговорах на грузинскую сторону.

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"