Согласие на уголовное преследование стало условием возвращения чеченок из Сирии

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченские женщины, привезенные 13 ноября из Сирии, подтвердили родственникам, что получили возможность вернуться в Россию после согласия на уголовное преследование. Всем женщинам сначала было предложено остаться на Ближнем Востоке и отправить на родину только детей, заявили власти Чечни.

Как писал "Кавказский узел", 13 ноября из Сирии в Грозный был доставлен 41 человек - женщины и дети, среди которых 34 уроженца регионов России, в том числе Чечни, Дагестана и Ингушетии, и семь граждан Узбекистана и Казахстана, сообщил Рамзан Кадыров. Нет никаких гарантий того, что женщины не будут привлечены к уголовной ответственности, с них взяты расписки, что они готовы "в случае необходимости предстать перед судом", подчеркнул представитель главы Чечни Зияд Сабсаби.

Привезенные в Грозный женщины были опрошены правоохранителями, после чего получили возможность встретиться с родственниками, которые ждали их в аэропорту, сообщил сегодня корреспонденту "Кавказского узла" представитель правоохранительных органов Чечни.

По его словам, женщины и дети из числа местных жителей уехали со своими близкими, а жители других регионов и стран СНГ были временно заселены в гостиницу.

Возвращенная из Сирии чеченка подтвердила, что согласилась предстать перед судом

Жительница Чечни Хава рассказала корреспонденту "Кавказского узла", что с ее племянницы перед возвращением в Россию действительно была взята расписка о готовности к уголовному преследованию.

"Вчера [13 ноября] из Сирии наконец-то привезли мою племянницу, вместе с четырьмя детьми. Мы этого ждали несколько месяцев. Самое главное, что она жива, что дети в безопасности. Да, с нее, как и с других, взяли расписку, что ее могут привлечь к ответственности. Любая мать согласится на все что угодно ради своих детей... Если она нарушила закон, если к ней есть какие-то конкретные претензии, то пусть ее судят", - сказала женщина.

Если власти получают от женщин расписки перед возвращением в Россию, то таким образом они снимают с себя ответственность за дальнейшую судьбу этих женщин, считает сотрудник одной из неправительственных организаций Чечни.

"Расписки в том, что возвращающиеся из Сирии женщины готовы предстать перед судом, на мой взгляд, нужны властям для того, чтобы впоследствии откреститься, если у этих женщин возникнут какие-то проблемы, как это произошло с возвращенными в конце октября жительницами Дагестана", - сказал он корреспонденту "Кавказского узла".

В числе женщин, доставленных в Чечню с Ближнего Востока 21 октября, были две жительницы Дагестана. После возвращения в Дагестан они были задержаны, а 24 октября заключены под стражу, несмотря на то, что у обеих есть грудные дети.

Ставить условием возвращения домой расписку в том, что они согласны на уголовное преследование, "аморально", считает представитель НПО. "Понятно, что ни одна женщина, к тому же имеющая детей, не принимала участия непосредственно в боевых действиях", - пояснил активист.

Дополнение "Кавказского узла" от 0.05 17.11. 2017: Вероятно, под распиской имеется в виду заявление о явке с повинной. Понятие явки с повинной определяет статья 142 Уголовно-процессуального кодекса РФ. «Заявление о явке с повинной - добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении», - говорится в части 1 этой статьи. Часть 2 определяет, что «заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде», причем «устное заявление принимается и заносится в протокол», который «подписывается заявителем и лицом, принявшим данное заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя».

По словам управляющего партнера бюро «Плиев и партнеры», адвоката Мусы Плиева, упомянутую родственниками возвращенных из Сирии чеченок "расписку о готовности к уголовному преследованию" можно рассматривать, как явку с повинной и нужно оформлять в виде протокола.

"Согласно п. «и» ч.1. ст.61 УК РФ статьи явка является обстоятельством смягчающем наказание. К статьям 208 (Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем) и 205.5 (Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации) есть примечание, что человек впервые привлекаемый к ответственности при наличии явки освобождается от наказания, если за ним нет совершенных за это время иных преступлений", - сказал Плиев корреспонденту "Кавказского узла".

Представитель курдских властей рассказал о передаче России 13 женщин и 29 детей

У возвращенных вчера женщин и детей не было при себе документов, рассказал сегодня корреспонденту "Кавказского узла" сотрудник аппарата главы и правительства Чечни.

По его словам, часть женщин и детей, доставленных 13 ноября в Грозный, были захвачены бойцами курдских вооруженных формирований после освобождения города Ракки. Некоторые из них сами ушли с подконтрольных боевикам территорий и вышли к позициям курдских ополченцев.

По словам Абдель Карима Амра, представителя курдских властей в сирийской провинции Хасакех, 12 ноября они передали российским властям "граждан, чьи руки не были запятнаны кровью сирийцев". Он уточнил, что российским чиновникам были переданы 13 женщин и 29 детей, сообщило 13 ноября "Кавказ.Реалии".

Перед вылетом из Сирии все женщины расписались в том, что они готовы понести уголовную ответственность за свои действия, сообщил представитель властей. "Зияд Сабсаби, занимающийся вопросом возвращения наших соотечественников из Сирии и Ирака, задал им вопрос о том, не хочет кто-либо остаться и отправить на родину только детей. Ни одна из 12 женщин такого желания не выразила. Они также подписали документы о том, что по возвращении на родину готовы предстать перед судом. После этого всех доставили на российскую авиабазу Хмеймим, и оттуда уже самолетом они были переправлены в Грозный", - рассказал он.

У властей Чечни, по его словам, есть данные о группе из еще девяти человек в Ираке и 15 женщинах и детях в Сирии. "Решить вопрос об их возвращении планируется до конца ноября", - уточнил сотрудник аппарата главы и правительства республики.

"Кавказский узел" пока не располагает комментариями от властей Чечни относительно заявления Абдель Карима Амра о передаче 13 женщин.

Среди возвращенных из Сирии и Ирака нет ни одного мужчины, отметил представитель одной из чеченских НПО Руслан. "Везут исключительно женщин и детей. Это говорит либо о том, что речь идет только о вдовах, или же, что мужчины ни при каких обстоятельствах не собираются возвращаться домой, осознавая, что их здесь ждет", - сказал корреспонденту "Кавказского узла" мужчина.

Сторонники радикальных организаций уезжают на Ближний Восток с семьями, так как не планируют возвращаться, рассказал ранее "Кавказскому узлу" бывший боевик, разочаровавшийся в идеях запрещенной в России судом террористической организации "Исламское государство". Малоизвестные сведения об ИГ* и свидетельства человека, побывавшего в ее рядах, опубликованы "Кавказским узлом" в интервью "Путешествие в "Исламское государство"* и обратно".

Власти Чечни используют возвращение женщин и детей из Сирии и Ирака в пропагандистских целях, предполагает педагог Мадина.

"Каждое такое возвращение широко освещается на телевидении, неизменно подчеркивается роль Рамзана Кадырова, обязательно упоминается его отец, который, как утверждается, остановил войну в Чечне и всегда выступал против терроризма и ваххабизма. <...> Почему никто не задается вопросом о том, как эти женщины и дети попали в Сирию и Ирак?" - сказала она корреспонденту "Кавказского узла".

"Кавказский узел" размещает материалы о влиянии войны на Ближнем Востоке на регионы Кавказа на тематических страницах  "Сирия в огне" и "Кавказ под прицелом халифата". В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" также опубликована справка "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ"*.

* организация признана террористической и запрещена в России судом.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"