Жители аула в Сочи провели многодневный обряд в честь Гвашева

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Старинный обряд жертвоприношения провели жители Большого Кичмая 6 ноября в честь восстановления здоровья черкесского активиста Руслана Гвашева после голодовки. Весь аул молился за здоровье Гвашева несколько дней, сообщили местные жители.

Как писал "Кавказский узел", 5 октября 67-летний Руслан Гвашев, бывший глава Совета старейшин черкесов-шапсугов, прекратил голодовку протеста, начатую 11 сентября. Сам Гвашев анонсировал продолжение борьбы за свои права, считая незаконным привлечение его к ответственности за молитву у Тюльпанового дерева.

16 октября Краснодарский краевой суд оставил в силе штраф Гвашеву за молитву у Тюльпанового дерева 21 мая 2017 года, когда адыгские народы Кавказа по традиции отмечают День память и скорби адыгов, пострадавших во время Кавказской войны. Решение суда будет оспорено в вышестоящих судах, а также в ЕСПЧ, сказал адвокат активиста. Гвашев борется за свое честное имя и за право на национальные традиции. "Кавказский узел" освещает его борьбу в материале "Главное о борьбе Руслана Гвашева за черкесские традиции".

Черкесский активист Руслан Гвашев вернулся в аул Большой Кичмай после восстановления здоровья в санатории, и в честь его возвращения 6 ноября земляки провели старинный черкесский обряд Курмен. Его проводят в благодарность Богу, который, по мнению адыгов, помогает излечиться тяжелобольному. Земляки Гвашева посчитали, что их молитва дошла до Всевышнего, и он помог старейшине пережить 28-дневную голодовку.

"В мою честь это уже третий обряд, который проводят земляки. [Первые два были] когда у меня была клиническая смерть, а потом когда я пережил третий инсульт и выжил наперекор прогнозам", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" 7 ноября Руслан Гвашев.  

По словам активиста, его предки, которые проводили обряд Курмен, считали, что человек с его помощью получает второе рождение, и давали ему новое имя. Сейчас от древнего черкесского обряда осталась только традиция жертвоприношения.  

Жители аула собрались вместе, более 100 человек, на молитву, остальные молились в своих домах за то, чтобы голодовка Гвашева закончилась благополучно. "Ритуал на части разбит, был общий молебен, потом мужчины молились за мое здоровье и мясо освящали жертвенное, утром женщины молились и накрывали столы", - сообщил Гвашев.

Несколько дней в дом к Гвашеву приезжали черкесы из разных республик, чтобы принять участие в древнем обряде, сообщил активист из Черкесска Инал Хубиев.

"В знак уважения мы вместе совершали молебен и привезли из Черкесска барашка от наших аулов, как принято. Мы поддерживали Гвашева все это время, и когда суд был, мы приезжали. Причем не только из Черкесска, из Кабарды даже ребята были", - рассказал корреспонденту "Кавказского узла" 7 ноября Инал Хубиев.

Он считает, что за молитву и почитание традиций своего народа наказывать нельзя. "Нам пока никто не запрещает молиться. Мы такие молебны делаем, когда засуха, когда дожди. Испокон веков собирались люди, просили у Всевышнего", - сообщил мужчина.

О большой молитве за здоровье Гвашева в Большом Кичмае рассказала корреспонденту "Кавказского узла" и местная жительница Даханал Ачух. "Человек, который молится, он знает, что бог на всякую молитву говорит "да". А если ты получил то, что хотел, ты обязательно должен сказать "спасибо". Спасибо за то, что Руслан в строю. Конечно, судебное разбирательство еще не завершилось, но самое главное, что общественность его услышала", - заявила женщина.

По ее словам, женское население аула всю ночь к обряду готовило традиционные адыгские блюда, чтобы утром угостить всех, кто придет в дом Гвашева.

"Матаз – наше блюдо из пшёнки с начинкой из сыра и грецкого ореха, с ним адыги испокон века молятся, потом его делят, и каждый, произнося поддержку молебну, пробует его", - сообщила Ачух. Обязательно на столе во время такой молитвы должен быть шыпс – мясной соус и мамалыга - традиционная пища, которая готовится к поминкам, свадьбам и другим праздникам.

"Это сейчас люди все время спешат, а на приготовление таких блюд время требуется, поэтому готовится это все больше как ритуальная пища", - сообщила женщина. Она также сказала, что на столе были и гыны – салаты, и добавила: "Столько зелени, столько трав, сколько кушают шапсуги, никто из адыгов не ест".

Двоюродная сестра черкесского активиста Сима Гвашева заявила корреспонденту "Кавказского узла", что жители Большого Кичмая планируют 21 мая 2018 года устроить традиционную молитву у священного для них Тюльпанового дерева.

"Мы просто хотим, чтобы с нами считались, молебен – это не преступление. Если с нас требуют санкционирования, конечно, мы это сделаем и будем проводить молебен", - сообщила 7 ноября женщина. Она считает, что адыги обязаны помнить павших во время Кавказской войны предков.

"Адыги никогда не хотели войны, и три стрелы на флаге – это означает то, что мы мирный народ", - считает Гвашева.

"Кавказский узел" опубликовал в разделе "Персоналии" биографию Руслана Гвашева. В разделе "Справочник" размещены материалы "Парад в Красной Поляне. Как Россия сломила сопротивление черкесов" и "Кавказская война", а также справка о народе "Адыги".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"