Грузинские женщины потребовали защиты от сексуальных домогательств

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заявление батумской школьницы, обвинившей педагога в сексуальных домогательствах, стало поводом для разбирательства, законно ли учитель давал девочке дополнительные уроки. Участники обсуждений в соцсетях потребовали законодательной защиты девушек и женщин от сексуальных домогательств.

Ученица одной из государственных школ в Батуми пожаловалась школьному приставу на сексуальные домогательства со стороны учителя. По словам одиннадцатиклассницы, это происходило во время дополнительных занятий. Контролирующие органы заинтересовались как заявлением о сексуальных домогательствах, так и сообщением о дополнительных занятиях, проводившихся, предположительно, на платной основе, выяснило аджарское издание Batumelebi для "Кавказского узла".

Согласно разработанному Министерством образования Грузии "Кодексу профессиональной этики учителей", школьный учитель не имеет права предоставлять своим ученикам дополнительные образовательные услуги за деньги. Внутренние уставы школ в Грузии в соответствии с этим законом предусматривают дисциплинарные меры для учителей за платное репетиторство, вплоть до увольнения.

После жалобы школьному приставу ни сама ученица, ни учитель, которого она обвинила в домогательствах, не появлялись в школе. Директор школы сообщил, что педагог находится на больничном, а девочка "уехала в деревню". При этом директор заверил, что никакой бурной реакции со стороны учеников или учителей заявление старшеклассницы не вызвало и школа работает в обычном режиме, но дисциплинарный совет школы проверяет информацию о дополнительных уроках.

"Я точно узнала, что учитель дополнительно готовил ребенка по математике. Если информация о платном характере этих занятий подтвердится, с учителем, вероятно, расторгнут трудовой договор", - сказала руководитель учебного заведения. При этом в сексуальные домогательства к ученице со стороны педагога директор школы не верит.

Сам преподаватель, допрошенный следователями после заявления ученицы, отверг обвинения, отметив, что ему уже более 70 лет и что 12 лет он работал школьным директором. Он рассчитывает вернуться в школу, хотя на фоне обвинения в домогательствах его самочувствие, по его словам, резко ухудшилось. 

Министр образования Аджарии Инга Шамилиашвили рассказала, что ее ведомство вовлечено в дело батумской школы только в части вопроса о возможных платных занятиях и ожидает решения дисциплинарного комитета школы. "В этом деле задействованы многие службы. Министерство образования изучает, готовил ли учитель свою ученицу за деньги, и мы включимся в процесс, если это будет доказано. Что касается заявления ученицы школьному приставу, с этой стороны дело изучают другие органы - этот вопрос выходит за рамки нашей компетенции", - сообщила министр.

По данным МВД Грузии, после заявления школьницы расследование было начато по статье 138 УК (насильственные действия сексуального характера). В ведомстве отказались уточнить, опрашивали ли следователи девочку.

Грузинские женщины поддержали кампанию #ятоже

Сообщение школьницы из Батуми получило огласку на фоне серии рассказов о сексуальных домогательствах, обнародованных грузинскими женщинами в соцсетях в рамках международной кампании #ятоже против сексуального насилия. Суть кампании, инициированной 15 октября голливудской актрисой Алиссой Милано, в том, что женщины, в том числе известные, описывают в социальных сетях случаи домогательств к ним на работе, в университете, на улице или в транспорте с хештегом #metoo (#ятоже). Этот хештег, по замыслу кампании, объединяет женщин в борьбе против нежелательных сексуальных действий.

Грузинские женщины активно поддержали кампанию. Так, 26 октября представительница женской организации "Сапари" ("Убежище") Мари Куртанидзе обвинила своего бывшего учителя в сексуальных домогательствах, обратившись к нему с открытым письмом. По словам Куртанидзе, домогательствам со стороны учителя она подверглась в старших классах, когда преподаватель проводил с ней дополнительные уроки трижды в неделю.

"Если мое имя или фамилия ничего не скажут, я попытаюсь напомнить Вам иначе: у меня "кожа как шелк". Вы с ума сходили по ней. Также напомню мои рваные джинсовые штаны – вы рукой проводили под столом по моей коже, говоря "какая у тебя потрясающая кожа". После этого я возненавидела рваные джинсы и больше их не надеваю", - написала Куртанидзе в своем блоге на сайте "Сапари".

Молодая грузинская писательница Лия Ликкойли рассказала о пережитом ею в подростковом возрасте сексуальном насилии. Она рассказала, как двое одноклассников заперли ее в школьном классе и принудили к сексуальному контакту. По словам писательницы, один из учителей заставил насильников открыть дверь, но сама она тогда на вопрос, что произошло, ответила, что ничего.

В июле 2016 года украинская активистка Анастасия Мельниченко инициировала в социальных сетях флешмоб #ЯнеБоюсьСказать. Несколько тысяч украинских и российских женщин рассказали под этим хэштегом о пережитом сексуальном насилии. Участницы призвали женщин с Кавказа присоединиться к флешмобу, и некоторые это сделали. Но в целом жительницы Кавказа боятся отстаивать свои права, заявили тогда опрошенные "Кавказским узлом" эксперты.

Тема сексуальных домогательств в Грузии остается табуированной, поэтому точных данных о числе подобных случаев по стране нет, указали в офисе народного защитника Грузии. Жертва сексуальных домогательств имеет право обратиться к народному защитнику, но полномочия омбудсмена в этом вопросе ограничиваются выдачей рекомендации о том, по какой статье можно квалифицировать произошедшее в случае подтверждения факта – по статье о насилии, или по статье о дискриминации.

Юристы: жертве домогательств сложно доказать свою правоту

По существующим в Грузии законам жертве сексуальных домогательств очень сложно доказать свою правоту, отметили в "Ассоциации молодых юристов Грузии". Сейчас этот вопрос разбросан по разным законам, таким как закон о гендерном равенстве или антидискриминационный закон, но конкретной санкции, например, тюремного заключения, штрафа или другого наказания за это не существует. "В антидискриминационном законе есть положения, согласно которым омбудсмен Грузии может в случаях нарушений обратиться к властям с рекомендацией", - сообщила представитель "Ассоциации молодых юристов Грузии" Нино Чихладзе.

Бывший депутат грузинского парламента Тамар Кордзая уверена, что действия, спровоцированные гендерным неравенством, не должны регулироваться только рекомендациями. В 2016 году она предложила парламенту рассмотреть два законопроекта – о фемициде (убийстве женщины по гендерному мотиву. – Прим. "Кавказского узла") и об административной ответственности за сексуальные домогательства. По словам Кордзая, коллеги лишь подвергли ее инициативы насмешкам.

"Парламентарии-мужчины шутили, что не смогут сделать комплимент женщине из-за страха, что на них подадут в суд и признают правонарушителями", - припомнила она. Оба законопроекта провалились, но Кордзая, хоть и не вошла в новый состав парламента, вместе с другими активистками продолжает настаивать на их принятии.

По данным международных правозащитных организаций, в Грузии и в других странах Южного Кавказа права женщин регулярно нарушаются. В июле 2016 года участницы акции протеста в Тбилиси призвали власти Грузии подписать Стамбульскую конвенцию - первое европейское соглашение по борьбе с насилием над женщинами и домашним насилием.

Член "Женского движения" и руководитель организации "Сапари" Байа Патарайя считает, что кампания #ятоже показала широкий масштаб проблемы. "В этих реалиях любому депутату уже трудно публично заявить о том, что проблема придумана. 24 октября мы обратились к председателю парламента с петицией, требуя внести в законодательство статью, по которой будет преследоваться сексуальное домогательство, но ответа еще не получили", - сказала она. 

Петицию, по данным "Сапари", подписали 1000 женщин, подписи собирались через Facebook. "Сексуальное домогательство в Грузии не является наказуемым преступлением и не определяется как дискриминация. Подписавшие петицию требуют, чтобы парламент немедленно принял законодательные поправки к Трудовому кодексу и Кодексу об административных правонарушениях, чтобы запретить сексуальное домогательство на работе и в общественных местах", - говорится в сообщении, опубликованном на сайте НПО "Сапари".

"Совет парламента по гендерному равенству утверждает, что этот вопрос они и так уже проработали, но до слушаний в комитете он не дошел. Может быть на каком-то уровне парламент и правда провел работу, но вопрос еще не был поставлен на голосование. Мы пытаемся ускорить этот процесс", - подчеркнула Байа Патарайя. 

Ежегодная акция феминисток, которая проводится в Грузии в Международный день против насилия над женщинами, 25 ноября, в этом году также будет посвящена защите женщин от сексуальных домогательств. Основным требованием участниц шествия будет принятие парламентом закона о наказании за сексуальные домогательства в общественных местах и на работе, выяснило для "Кавказского узла" Batumelebi.

25 ноября 2014 года акции "Остановите насилие над женщинами" прошли в 23 городах Грузии, в том числе в Тбилиси, Кутаиси, Гори, Рустави, Батуми, Телави, Ахалкалаки и Марнеули.

Согласно статистике за 2015 год Агентства по фундаментальным правам, в странах Евросоюза каждая вторая женщина как минимум раз подвергалась сексуальным домогательствам. В 32% случаев женщины пожаловались на нежелательные сексуальные действия на работе – со стороны коллег, руководства или клиентов.

Автор: