Дело Гериева принято к рассмотрению президиумом Верховного суда Чечни

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кассационная жалоба на вердикты судов по делу журналиста "Кавказского узла" Жалауди Гериева принята и направлена в президиум Верховного суда Чечни. Нарушения, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, существенны и повлияли на исход дела, счел суд.

Как писал "Кавказский узел", 5 сентября 2016 года Шалинский райсуд Чечни приговорил Жалауди Гериева к трем годам колонии по обвинению в хранении марихуаны, а 28 декабря 2016 года Верховный суд республики утвердил приговор. 9 февраля адвокаты Гериева Алауди Мусаев и Надежда Ермолаева подали в президиум Верховного суда Чечни кассационную жалобу на решения судов первой и апелляционной инстанций. 10 февраля две кассационные жалобы также подали участвующие в процессе адвокат карачаево-черкесской адвокатской палаты Таулан Эбзеев и адвокат чеченской коллегии адвокатов "Статус-кво" Жабраил Абубакаров.

Жалауди Гериев полностью опроверг версию следствия и заявил, что наркотики ему подбросили, а показания он давал под давлением. Следственное управление СКР Чечни уже четырежды отказывало в возбуждении дела по заявлению о похищении Гериева, но затем каждый раз это решение отменяло.

Судья Верховного суда Чечни Б.Денисултанова, рассмотрев кассационную жалобу защиты Гериева, передала ее в президиум суда. Копия постановления имеется в распоряжении "Кавказского узла". Оно было вынесено 6 марта и получено представителями защиты Гериева 20 марта.

Суды первой и апелляционной инстанций не проверили доводы Гериева, заявившего о применении к нему на стадии предварительного следствия насилия и пыток, в связи с которыми он вынужден был оговорить себя, сказано в постановлении.

"Суд, не проверив данные доводы, положил в основу обвинительного приговора его показания, содержащиеся в протоколах его допросов, в протоколе проверки показаний на месте, мотивируя это тем, что они даны подсудимым с участием адвоката", – отмечается в документе.

Автор постановления указывает, что суд апелляционной инстанции "не истребовал и не исследовал" из управления СКР по Чечне материалы проверки по заявлению Гериева о применении к нему насилия и пыток, хотя журналист ходатайствовал об этом. Там также подчеркивается, что судебная коллегия в апелляционном определении указала, что результаты процессуальной проверки по заявлению Гериева исследованы были.

"Данное утверждение судебной коллегии опровергается протоколом судебного заседания суда апелляционной инстанции", – говорится в постановлении.

Суд также называет выявленные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные судами первой и апелляционной инстанции, "существенными, повлиявшими на исход дела" в связи с чем "находит достаточные основания для передачи кассационной жалобы в суд кассационной инстанции для решения вопроса об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции".

Таким образом, судья Денисултанова посчитала доводы кассационной жалобы убедительными и подлежащими рассмотрению в суде кассационной инстанции, пояснил корреспонденту "Кавказского узла" адвокат защиты Алауди Мусаев. Адвокат уточнил, что кассационная инстанция не может самостоятельно принять решение по делу, но может отменить приговор и направить его на новое рассмотрение или в суд первой, или в суд апелляционной инстанции.

"Я думаю, что президиум ВС Чечни, увидев порочность и приговора, и апелляционного определения, примет правильное решение об отмене этих приговоров, о признании их не соответствующими уголовно-процессуальному закону и вернет это все назад", – заявил Мусаев.

Отмена апелляционного определения автоматически приведет к изменению процессуального статуса Гериева с осужденного на обвиняемого, уточнил адвокат.

"Если кассация вынесет решение об отмене апелляционного определения, то приговор считается не вступившим в законную силу, и тогда президиум рассмотрит вопрос о мере пресечения. Гериев в настоящий момент находится в Чеченской Республике", – сообщил Мусаев.

Дата кассационного рассмотрения назначена на 5 апреля, добавил Мусаев. 

В президиум суда входят председатель суда, его заместитель и ряд других судей. Заседание президиума суда считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов президиума суда. Постановления президиума суда принимаются открытым голосованием большинством голосов членов президиума суда, участвующих в голосовании, и подписываются председательствующим в заседании президиума суда, говорится в Федеральном законе "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации".

"Кавказский узел" считает дело в отношении Жалауди Гериева сфабрикованным, а обвинения в употреблении наркотиков – полностью надуманными. Отсутствие прямых доказательств вины Гериева и давление на него в ходе следствия дают основания полагать, что уголовное преследование корреспондента "Кавказского узла" связано с его профессиональной деятельностью. Правозащитный центр "Мемориал" признал Жалауди Гериева политзаключенным. Правозащитники уверены, что обвинительный приговор стал наказанием за его журналистскую деятельность. Преследование Гериева осудили многочисленные правозащитные и журналистские организации.

Ход судебного процесса по делу Жалауди Гериева "Кавказский узел" освещает на тематической странице "Дело Гериева", в разделе "Справочник" опубликован материал "Главное о деле Гериева: от похищения до обжалования", а в разделе "Персоналии" - биография Жалауди Гериева.  Новости о нарушениях прав человека в Чечне, нападках главы республики Рамзана Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими "Кавказский узел" размещает на тематической странице "Инакомыслие в Чечне".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"