ПЦ "Мемориал" сообщил о волне похищений жителей Северного Кавказа

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

По меньшей мере пять человек похищены за сентябрь в Чечне и Дагестане, объявил сегодня Правозащитный центр "Мемориал". Правозащитники опасаются, что среди похищенных были те, кого силовики убили в Табасаранском районе Дагестана и представили как оказавших сопротивление боевиков.

Как писал "Кавказский узел", родственники двух жителей дагестанского города Каспийска Аслана Абдурахманова и Саида Саидова заявили об их похищении 19 сентября представителями силовых структур. 12 сентября, по словам жительницы Чечни, был похищен силовиками ее 40-летний сын Анзор Саралиев, 20 лет живущий в Германии, но навещающий раз-два в год мать в Грозном.

25 сентября в Дагестане представителями неизвестной силовой структуры днем на одной из центральных улиц Махачкалы был похищен уроженец республики, ныне постоянно проживающий за рубежом. Через два дня он вышел на связь с родственниками и сообщил, что находится в отделе полиции одной из соседних республик Северного Кавказа, сообщает сегодня Правозащитный центр "Мемориал", отмечая, что родственники похищенного отказались сообщить, арестован ли он, и в совершении какого преступления его подозревают.

20 сентября, по данным ПЦ "Мемориал", был похищен житель Каспийска Рамалдан Рамалданов. Около полудня в тот день ему позвонил его друг и попросил на минуту выйти на улицу, а уже через несколько минут жене Рамалдана позвонила соседка и сообщила, что ее мужа "забирают". По словам свидетеля, к дому подъехали черная "Лада 2114" и серебристая "Лада-Приора", из которых вышли около восьми человек в камуфляже и масках. Они повалили Рамалдана на землю, затащили в машину и уехали в неизвестном направлении, приводят информацию родственников Рамалданова правозащитники.

По их данным, Аслан Абдурахманов, Саид Саидов и Рамалдан Рамалданов дружили и являются приверженцами салафитского течения ислама. При этом Абдурахманов и Рамалданов состояли на профилактическом учете, причем Рамалданова полицейские вынудили ежедневно отмечаться в отделе полиции Каспийска.

В Дагестане активно применяется практика постановки жителей республики на профилактический учет. Как отмечают правозащитники, зачастую на такой учет людей ставят необоснованно, основываясь, к примеру, на том, что человек носит бороду или ходит в мечеть. Практика постановки мусульман на профучет МВД на фоне безнаказанности силовиков приводит не к стабилизации ситуации на Северном Кавказе, а наоборот, к радикализации молодежи, заявили участники проходившего 27-28 июня в Москве "круглого стола". Сотрудники ПЦ "Мемориал" подготовили инструкцию для людей, поставленных полицией на профилактический учет. Методичка, составленная юристами, снабжена подробными комментариями и образцами соответствующих заявлений для обращения в МВД и суды.

О местонахождении Аслана Абдурахманова, Саида Саидова, Рамалдана Рамалданова и  Анзора Саралиева до сих пор ничего не известно, говорится в сегодняшнем сообщении ПЦ "Мемориал", поступившем в "Кавказский узел".

В нем ставится вопрос о том, не было ли среди убитых силовиками 24 сентября в Табасаранском районе Дагестана мужчин Абдурахманова, Саидова и Рамалданова.

Три вооруженных человека, по данным силовиков, были убиты ночью 24 сентября в перестрелке недалеко от селения Чулат Табасаранского района. Силовики были обстреляны при попытке остановить для проверки легковой автомобиль "Лада Калина", сообщил источник в правоохранительных органах. По его словам, сразу после перестрелки личности убитых установлены не были, поскольку их машина сгорела. 26 сентября стало известно, что для опознания убитых назначена генетическая экспертиза.

Как отмечает ПЦ "Мемориал", на протяжении ряда лет действия дагестанских "эскадронов смерти" носят "вполне типовой, стандартный характер": одного или нескольких человек, связанных друг с другом, похищают, или они "исчезают" при невыясненных обстоятельствах, а затем МВД или НАК публикуют сообщение о произошедшем самоподрыве боевиков или боестолкновении, в ходе которого силовики потерь, как правило, не несут, а число убитых боевиков в точности совпадает с числом пропавших людей, а последующая идентификация тел подтверждает, что это те, о пропаже которых ранее сообщалось.

При этом на протяжении нескольких дней, реже недель, никакой информации о пропавших нет, а их родственники безрезультатно обивают пороги различных ведомств, указывают правозащитники.

"Силовики объясняют исчезновение людей их уходом "в лес", возбуждают уголовное дело, которое немедленно прекращается в связи со смертью подозреваемых. При этом заявления родственников и других свидетелей о похищениях и о том, что на представленных для опознания трупах зачастую присутствуют следы пыток, силовые структуры просто игнорируют", - отмечается в пресс-релизе ПЦ "Мемориал".

В нем также указывается, что по подобной схеме пропали, а затем были объявлены погибшими уже в этом году несколько жителей Дагестана, в том числе Магомед Сулейманов, Рамазан Рашидов и Шамиль Рамазанов, а в 2014 году - Ариф Мамалиев.

Отметим, что еще в 2009 году правозащитники причины осложнений на Северном Кавказе призывали искать, прежде всего, в пытках, бессудных казнях и профилактическом насилии со стороны силовиков, действия которых они и тогда обозначили как деятельность "эскадронов смерти".

Комментариями от представителей силовых структур Дагестана относительно заявлений правозащитников "Кавказский узел" не располагает.

"Кавказский узел" отслеживает ситуацию в Дагестане и Чечне и ведет хронику происходящих в этих республиках спецопераций, взрывов, вооруженных инцидентов и похищений людей.

Автор: