Юристы: нападение на журналистов должно расследоваться как бандитизм

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Действия участников нападения на микроавтобус с журналистами на границе Ингушетии и Чечни должны квалифицироваться как попытка помешать их деятельности, заявили опрошенные "Кавказским узлом" юристы. Они выразили уверенность, что в процессе расследования этого нападения и атаки на офис правозащитников в Яндаре первоначальные статьи будут переквалифицированы на более тяжкие.

"Кавказский узел" писал, что 9 марта на территории Ингушетии произошло нападение на правозащитников и журналистов, которые ехали из Беслана в Грозный. В результате пострадали девять человек, микроавтобус, на котором они ехали, был подожжен. В тот же день на ингушский офис Сводной мобильной группы правозащитников было совершено нападение. На записях с камер офиса зафиксированы люди в масках с предметами, напоминающими огнестрельное оружие.

Расследование нападения на журналистов и правозащитников ведет ингушская полиция по двум статьям. Статья 167 УК России "Умышленные уничтожение или повреждение имущества" предусматривает наказание до двух лет лишения свободы. Если же это уничтожение имущества совершено путем поджога, то наказание достигает пяти лет. Статья 213 УК России "Хулиганство" также предусматривает до пяти лет лишения свободы. Атаку на офис СМГ также расследуют правоохранительные органы Ингушетии, о квалификации дела пока не сообщалось.

Черноусов: в действиях нападавших есть признаки бандитизма 

Возбуждение дела по статьям о хулиганстве и умышленном уничтожении чужого имущества с возможностью его дальнейшей переквалификации является рядовой практикой, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" адвокат коллегии "На Малой Дмитровке" Адвокатской палаты Москвы Евгений Черноусов.

"По практике – вначале возбуждают уголовные дела по очевидным статьям, предъявляются дежурные обвинения. Но это не значит, что конечное обвинение будет именно таким – я уверен, что в данном случае статьи будут переквалифицированы, а также добавлены новые обвинения", – сказал он.

Так, по мнению юриста, действия нападавших обязательно должны классифицироваться как воспрепятствование журналистской деятельности (статья 144 УК России, предусматривает до шести лет лишения свободы).

Если удастся доказать, что у попавших на камеру участников нападения на офис СМГ в руках было настоящее оружие, а не муляжи, то их действия подпадают под статью о незаконном обороте оружия (статья 222 УК России, максимальное наказание составляет восемь лет лишения свободы), считает юрист.

"Исходя из произошедшего, уголовное дело будет возбуждено по статье "Бандитизм" (статья 209 УК России, максимальное наказание – 20 лет тюрьмы). На это есть все признаки", – рассказал Черноусов.

По мнению эксперта, местные следователи не смогут квалифицированно разобраться в произошедших нападениях.

"На место из Москвы должна вылететь группа сотрудников СК и угрозыска МВД, эти люди должны возглавить работу по расследованию дела. Надежды на то, что местные сотрудники сделают что-то объективно, никакой нет. Особенно учитывая, что это граница Чечни и Ингушетии", - отметил Черноусов.

Трунов: переквалификация будет уже после того, как появятся задержанные

Квалификация нападения как хулиганства в данном случае лучше, чем как нанесение побоев (статья 116 УК России, наказание до двух лет лишения свободы), считает председатель президиума Московской коллегии адвокатов "Трунов, Айвар и партнеры" Игорь Трунов.

"Хулиганство в данном случае более тяжкая статья, нежели нанесение телесных побоев. В данном случае нарушение общественного порядка – наиболее очевидная статья, поскольку телесные повреждения имеют мотив личной неприязни. Впрочем, очевидно, что здесь имеет место воспрепятствование работы СМИ", - рассказал Трунов.

По мнению Трунова, более тяжких статей в деле следует ожидать только в случае того, если участники атаки будут задержаны.

"Если они будут пойманы, то статьи наверняка переквалифицируют на более жесткие", - сказал он.

Вместе с тем, юрист опасается, что правоохранительные органы не будут заниматься реальным поиском нападавших, но лишь создадут видимость расследования.

Относительно статьи о незаконном обороте оружия в случае участников нападения на офис СМГ, Трунов также подчеркнул необходимость доказать, что предметы, которые они держали, были не муляжами, а реальным оружием.

Что касается видео, запечатлевшего взлом офиса и мужчин с оружием, то Трунов отметил, что это могут быть муляжи, и "основной вопрос опять же ложится на поимку виновных", после чего произойдет допрос и переквалификация статей.

Случаи преследования активистов, правозащитников и журналистов в регионах Кавказа собраны на тематической странице "Преследование активистов".

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"