В Грузии ужесточено законодательство о ранних браках

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Несовершеннолетние в Грузии теперь могут вступить в законный брак только с разрешения суда и не ранее достижения 17-летнего возраста, соответствующие изменения внесены в Гражданский кодекс.

"Кавказский узел" писал, что в ноябре 2015 года активисты "Движения женщин" провели в Грузии серию акций против ранних браков и призвали власти страны разработать стратегию для предотвращения браков несовершеннолетних.

Изменения в закон "О гражданских актах" Грузии, вступившие в силу с 1 января, сделали невозможными законные браки несовершеннолетних с согласия лишь родителей или опекунов. Теперь для заключения брака ранее 18-летнего возраста закон требует получать разрешение от судебных органов. Получить согласие суда на брак можно только с 17 лет, тогда как до внесения изменений в закон минимальный возраст для женитьбы составлял по закону 16 лет. При этом для выдачи судом разрешения на ранний брак должны быть веские причины, такие как беременность или рождение ребенка. 

Новое положение закона принято на год, как переходный этап, после чего браки несовершеннолетних в Грузии будут запрещены законом полностью, сообщает "Русская служба ВВC".

Изменения в законодательство, ужесточающие основания для заключения браков несовершеннолетними, инициировал аппарат омбудсмена. Брак в раннем возрасте стал в Грузии устоявшейся практикой, и особенно тревожны случаи принудительного бракосочетания, когда родители самовольно сватают своих детей, отмечается в пояснительной записке к законопроекту, текст которого размещен на сайте грузинского парламента.

С апреля 2015 года, согласно поправкам в Уголовный кодекс, принуждение к замужеству в Грузии уголовно наказуемо, за него грозит от двух до четырех лет тюрьмы. 

Нужно принимать меры до того, как настанет день свадьбы

Между тем правозащитники подчеркивают, что одного лишь ужесточения законодательства недостаточно для решения проблемы ранних браков, особенно в случаях, когда такие браки уже фактически заключены. От властей нужна стратегия по предотвращению проблемы, а плана, как реализовывать принятые законодательством нормы в области ранних браков и принуждения к замужеству, у них по-прежнему нет, считает председатель Ассоциации молодых юристов Грузии Анна Нацвлишвили.

"Нужно принимать меры до тех пор, как настанет день свадьбы. Иными словами, главное, чтобы была правильно запланирована превенция. В первую очередь, в этот процесс нужно подключить систему образования – школу и педагога. Как только информация [о том, что школьница собирается выйти замуж] становится доступной, они обязательно должны дать знать участковому инспектору. Вместе с социальным работником участковый инспектор доводит до сведения родителей последствия принудительного замужества и информацию об уголовной ответственности, которую родители будут нести в данном случае. Если, несмотря на предупреждения, родители принуждают ребенка к браку, должен встать вопрос их наказания по всей строгости", — считает Нацвлишвили, чьи слова приводит "Sputnik Грузия".

У значительной части грузинского общества сложилось терпимое отношение к ранним бракам, они считаются нормой, хотя нередко сопряжены с нарушением прав девушек и насилием над несовершеннолетними, заявили "Кавказскому узлу" активисты общественных организаций, проводившие в ноябре 2015 года в Грузии акции против ранних браков.

Сложность применения законов, идущих вразрез с укоренившимися в обществе традициями, иллюстрирует решение прокуратуры Аджарии освободить от уголовной ответственности 21-летнего Надима Паксадзе, который создал семью с девушкой, не достигшей 16-летнего возраста, и на момент уголовного преследования успел завести с ней двух детей. Паксадзе попал под следствие в ноябре 2015 года, он обвинялся в половой связи с лицом, не достигшим 16-летнего возраста (ст.140 УК Грузии), и ему грозило лишение свободы. Но прокуратура, пояснив свое решение дискреционным правом, в декабре 2015 года постановила прекратить уголовное преследование молодого человека, учитывая наличие у молодой семьи двух детей, пишет "Грузия-оnline".

Автор: