Эксперты не поверили опровержениям похищения Юнусовой

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Заявлениям о том, что глава общественной организации "Живая нить" Таита Юнусова не была похищена, нельзя доверять из-за атмосферы страха, сложившейся в Чечне, заявили правозащитники Варвара Пахоменко и Игорь Каляпин, а также политолог Дмитрий Орешкин. В МВД Чечни информацию о похищении Юнусовой назвали надуманной. 

"Кавказский узел" писал, что о похищении Таиты Юнусовой, снявшейся в документальном фильме "Грозный блюз", сообщила 10 октября сценарист картины Лучия Сгуэлья. Сгуэлья предположила, что похищение может быть связано с участием Юнусовой в съемках. Вечером 10 октября коллега Юнусовой сообщил, что женщина отпущена домой. 11 октября интервью Таиты Юнусовой, в котором она опровергла данные о похищении, было показано в эфире телеканала "Дождь".

Эксперты: в Чечне остро чувствуется атмосфера страха

Исключать то, что Таита Юнусова просто умолчала о похищении, нельзя, заявила корреспонденту "Кавказского узла" исследователь Международной кризисной группы Варвара Пахоменко.

"Зная, как обычно складывается ситуация вокруг независимых журналистов, общественников и правозащитников в Чеченской Республике, учитывая, какое давление на них оказывается, я не исключаю, что человек боится сообщить нам о том, что произошло на самом деле. Та атмосфера страха, присущая Чечне, влияет не только на правозащитников, но и на их родственников, которых впоследствии могут преследовать. Если человек хочет остаться в Чечне и продолжить здесь работать, то он может умолчать ту информацию, которая неугодна республиканской власти, тем самым избежав преследований", – рассказала Пахоменко.

Сами власти пытаются сделать все, чтобы подобная информация не выходила за пределы республики, продолжила правозащитница. По ее словам, "альтернативное, независимое мнение" чеченскими властями автоматические считается неверным.

"Если похищение действительно было, то это форма запугивания всего гражданского общества: жители должны понимать, что общение с журналистами может повлечь за собой серьезные последствия и наказания", – сказала Варвара Пахоменко.

Основания сомневаться в том, что Юнусова все-таки не была похищена, есть, заявил корреспонденту "Кавказского узла" и председатель Комитета по предотвращению пыток Игорь Каляпин.

"Сообщения, которые первоначально поступили мне, были о том, что Юнусову забрали в 4 утра из дома. Но учитывая позицию самой Юнусовой, все догадки и подозрения нужно оставить при себе", – сказал он.

Достаточно серьезных оснований, чтобы с уверенностью говорить о похищении, у Каляпина нет, однако, по мнению правозащитника, в ситуации с Юнусовой имеется "сокрытие фактов".

История с Юнусовой стала следствием ситуации, которая, благодаря "поддержанию тотального страха", сложилась в республике не только вокруг правозащитников, а вокруг жизни в целом, заявил корреспонденту "Кавказского узла" политолог и блогер Дмитрий Орешкин.

"Чечня – субъект федерации, где демонстративно не работает Конституция, – убежден он. – Когда все в руках начальства, когда все молчат, то и управлять просто".

В качестве примера давления на правозащитников в Чечне он привел ситуацию вокруг офиса Сводной мобильной группы.

 3 июня 2015 года в Грозном офис Сводной мобильной группы (СМГ) правозащитников был разгромлен. По словам очевидцев, полиция приехала на место погрома только после того, как нападавшие разбили автомобиль правозащитников, разрушили офис и квартиру СМГ. 13 декабря 2014 года в офисе СМГ произошел пожар. Офис, где находилась документация организации, выгорел полностью. По мнению правозащитников, офис был подожжен.

МВД: история с похищением была попыткой очернить образ Чечни

Информация о похищении Юнусовой является "надуманной ложью", заявил корреспонденту "Кавказского узла" представитель МВД Чечни.

"В тот день, как выяснилось, она находилась в республиканском онкодиспансере в Грозном, где ухаживала за своей тяжелобольной родственницей. Распространенная информация о якобы имевшем место похищении Юнусовой является надуманной ложью", – сказал он.

Никаких письменных заявлений или обращений от родственников Юнусовой в правоохранительные органы относительно ее похищения не поступало, добавил сотрудник ведомства. По его словам, распространение информации о похищении имеет целью "создание негативного образа республики".

"Те, кто все это распространяет, живут в другой реальности, мыслят категориями начала 2000-х годов, когда у нас в республике действительно похищали людей", – заявил сотрудник МВД.

Напомним, о том, что Таиту Юнусову не похищали, сообщила 11 октября в Facebook руководитель чеченского информагентства "Объектив" Хеда Саратова.

"Таита Юнусова жива и здорова! Мы сегодня утром были у нее дома, с ней все в порядке, никакого похищения и тем более насилия в отношении нее не было", – написала Саратова, опубликовав также совместную с Юнусовой фотографию.

"Кавказский узел" ведет хронику происходящих в Чечне спецопераций, нападений и похищений людей.

источник: корреспонденты "Кавказского узла"