Расследование убийства корреспондента "Кавказского узла" Ахмеднаби Ахмеднабиева должно контролироваться на федеральном уровне

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня исполняется ровно год со дня убийства в Дагестане корреспондента "Кавказского узла" Ахмеднаби Ахмеднабиева. Чиновники и следователи заявляют, что делается все возможное для расследования этого преступления, но убийство журналиста до сих пор не раскрыто. Дело необходимо передать на расследование в федеральный центр, заявляют адвокаты Абдурашид Шейхов и Юрий Костанов.

Ахмеднаби Ахмеднабиев, уроженец села Карата Ахвахского района Дагестана, работал на "Кавказском узле" в качестве собственного корреспондента более семи лет, освещая острые темы. Только за один 2012 год в ленте новостей "Кавказского узла" было опубликовано 228 текстов Ахмеднабиева, с начала 2013 года по день убийства журналиста - 92 текста. 

Журналист писал о нарушениях в Дагестане прав человека, преступлениях силовиков, преследовании религиозных общин и отдельных верующих. Весной 2013 года, незадолго до того, как был убит, Ахмеднаби писал о планах жителей Ахвахского района Дагестана добиться отставки главы района.

Ахмеднаби Ахмеднабиев был убит 9 июля 2013 года в пригороде Махачкалы. Он стал 17-м журналистом, убитым в Дагестане за последние 20 лет. Следователи сразу назвали основной версией убийства Ахмеднабиева его профессиональную деятельность. "Кавказский узел" заявлял, что готов выплатить вознаграждение в 200 тысяч рублей за ценную подлинную информацию об убийцах Ахмеднабиева. 

В октябре 2013 года глава Дагестана Рамазан Абдулатипов  потребовал ускорить расследование убийства Ахмеднабиева. "Меня волнует, что следствие порой идет годами. Те преступления, которые имеют место быть в Дагестане, они еще и политические. Если вовремя не давать этому политической оценки, а мы не можем этого делать ввиду отсутствия своевременной правовой оценки, то это дело уходит в общество и имеет не очень хорошие последствия", - заявил тогда Рамазан Абдулатипов

Несмотря на эти заявления, спустя год после убийства Ахмеднабиева оно до сих пор не раскрыто. 

До убийства Ахмеднабиев получал угрозы и подвергался покушению. Его имя фигурировало в "расстрельном списке" на распространенных в сентябре 2009 года в Махачкале листовках, анонимные авторы которых обещали мстить за сотрудников милиции и мирных граждан. 11 января 2013 года неизвестные четыре раза выстрелили в журналиста, три пули попали в машину и одна в дверь дома Ахмеднабиева.

Уголовное дело по инциденту, произошедшему с журналистом 11 января, было возбуждено по статьям о незаконном обороте оружия и повреждении имущества. 1 февраля  2013 года адвокат "Кавказского узла" Абдурашид Шейхов обратился с заявлением к прокурору Кировского района Махачкалы о возбуждении дела по  статьям: "Приготовление к преступлению и покушение на преступление", "Убийство", "Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналиста с применением насилия", но получил отказ.

15 февраля 2013 года с требованиями защитника журналиста согласился суд. 20 июня 2013 года прокуратура обжаловала решение о переквалификации статей, однако в июле 2013 года, уже после убийства Ахмеднабиева, отозвала из суда свое кассационное представление без объяснения причин.

"Мы через суд потребовали признать возбуждение уголовного дела только по статьям о незаконном обороте оружия и повреждении имущества незаконным, поскольку было очевидным покушение на убийство. Суд наше требование удовлетворил, но прокуратура решение суда обжаловала, а Верховный суд оставил решение суда первой инстанции в силе. Но и после этого прокуратура обжаловала решение судов в президиуме Верховного суда Дагестана, а  после убийства отозвала кассационную жалобу", - рассказал адвокат Абдурашид Шейхов.

По словам адвоката, уголовное дело о покушении на убийство было возбуждено только после гибели Ахмеднабиева.

При этом Абдурашид Шейхов убежден, что если бы после первого покушения на Ахмеднаби Ахмеднабиева следователи возбудили уголовное дело по статье "Покушение на убийство", то его подзащитный был бы жив.

Шейхов: в Дагестане дело об убийстве Ахмеднабиева расследовать не будут

Расследование убийства Ахмеднаби Ахмеднабиева было приостановлено в апреле текущего года, а 30 июня данное уголовное дело вновь было принято к производству, рассказал Абдурашид Шейхов.

"Постановлением заместителя руководителя СО по Кировскому району города Махачкалы СУ СК РФ по РД полковника юстиции М.А.Омарова от 9 апреля 2014 года предварительное следствие по п.1 ч.1 ст.208 УПК РФ было приостановлено. Через два с половиной месяца уголовное дело №358499 вновь принято к производству. Производство расследования поручено руководителю созданной для расследования следственной группы полковнику юстиции М.А.Омарову. Об этом говорится в постановлении от 30 июня 2014 года", - рассказал Абдурашид Шейхов.

Адвокат Ахмеднабиева Абдурашид Шейхов еще 5 сентября 2013 года потребовал передать в производство главного следственного управления по СКФО дела о покушении на журналиста и о его убийстве. С соответствующей просьбой адвокат обратился к главе Следственного комитета РФ Александру Бастрыкину.

Костанов: дело об убийстве Ахмеднабиева должно контролироваться на федеральном уровне

О необходимости передачи дела об убийстве Ахмеднаби Ахмеднабиева в главное следственное управление СК РФ по СКФО заявил и известный адвокат, член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, эксперт Независимого экспертно-правового совета Юрий Костанов.

По мнению адвоката, следователи СК РФ по Дагестану проводят недостаточную работу по расследованию дела об убийстве журналиста.

"Я считаю, что за целый год можно было достичь большего. Изначально нужно было проводить более активную работу. Главное, что происходит у следователей в деле – происходит в самом начале следствия, по "горячим следам". А на этом этапе у них все было очень вялое", - заявил Юрий Костанов.

Кроме того, усилий одного следователя для раскрытия данного преступления явно недостаточно, считает эксперт Независимого экспертно-правового совета.

"Нужны усилия оперативных служб – угрозыска, ФСБ. А эти усилия до сих пор очень слабые. И я понимаю, почему. Ведь, по крайней мере, по одной из существующих версий, заказчиками убийства Ахмеднабиева были люди, которых он разоблачал в своих публикациях. Если следствие ведется на районном уровне, оперативные службы, особенно полиция, они просто не могут не быть "под каблуком" этих местных элит. Спрашивается, какой психически нормальный сотрудник будет "копать" вокруг этих людей?" - отметил Юрий Костанов.

Для того  чтобы избежать давления местных начальников на следователей, контроль за расследованием убийства должен взять на себя федеральный центр, полагает Костанов.

"Чтобы избежать давления местных начальников, дело надо обязательно передать Следственному комитету РФ. Его расследованием должны заниматься спецслужбы, ФСБ и угрозыск. Это дело должно контролироваться на федеральном уровне", - сказал Юрий Костанов.

Ахмеднаби Ахмеднабиев выбран первым среди равных в ходе третьего этапа конкурса "Герой Кавказа-2013".  По итогам голосования читателей "Кавказского узла" он получил 16070 или 54,92% голосов. Всего в список героев, отобранных "Кавказским узлом" для голосования в третьем этапе конкурса, вошли 10 человек. "Кавказский узел" в память о Ахмеднаби Ахмеднабиеве учредил конкурс для журналистов. Премии в рамках конкурса будут присуждаться за создание наиболее талантливых и актуальных журналистских материалов, посвященных Кавказу, поднимающих важные проблемы социальной и культурной жизни Кавказа, особо сфокусированных на правозащитной тематике.

Ахмеднаби Ахмеднабиев стал вторым журналистом "Кавказского узла", погибшим на территории Северного Кавказа. 25 июля 2010 года попала в ДТП и скончалась от травм в больнице корреспондент "Кавказского узла" в Карачаево-Черкесии Бэлла Ксалова. Следствие выявило, что за рулем сбившей ее машины находился водитель служебной "Волги" Росприроднадзора по Карачаево-Черкесии Арсен Абайханов, который с 2007 года состоял на учете в наркодиспансере. Он был приговорен к 3,3 года в колонии поселении

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"