Николай Силаев: На выборах мэра Тбилиси много голосов получит кандидат от блока Бурджанадзе

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Николай Силаев, отвечая на вопросы «Кавказского узла», предположил, что на муниципальных выборах в Грузии победу одержит «Грузинская мечта», но заметного успеха может добиться и блок Нино Бурджанадзе. В частности, из-за низкой поддержки ЕНД в Тбилиси, там много голосов может получить претендующий на пост мэра Дмитрий Лорткипанидзе. Говоря о предстоящем подписании соглашения об ассоциации Грузии с ЕС, эксперт отметил, что, по его мнению, ожидания, которые возлагаются на это соглашение в Тбилиси, чрезмерны. Что касается российско-грузинских отношений, то Николай Силаев указал, что фундаментальные причины для сближения двух стран сохраняются, даже несмотря на украинский кризис. И даже на крымские события, по словам Силаева, в Грузии смотрят неоднозначно. 

Европейский вектор в политике Грузии

Кавказский Узел (КУ): В июне планируется подписать соглашение об ассоциации Грузии с ЕС. Какими будут экономические последствия этого шага?

Николай Силаев (НС): Я не вижу каких-то значительных изменений в экономике в результате этого шага. С Украиной, к примеру, у России есть Зона свободной торговли, следовательно возникает прямая угроза российскому рынку из-за притока товаров из ЕС. С Грузией ничего подобного нет. Также Грузия, в отличие от Украины, не может стать транзитной зоной для товаров из ЕС ввиду ограниченности путей сообщения – фактически действует только Военно-грузинская дорога.

На соглашение об ассоциации возлагаются чрезмерные ожидания. Символически это очень важный шаг для властей Грузии, но он не отменяет необходимости искать источники инвестиций, реанимировать национальное производство, бороться с бедностью, выстраивать отношения с соседями

Владимир Папава, ректор Тбилисского государственного университета и один из наиболее авторитетных грузинских экономистов, ожидает, что в результате достижения зоны свободной торговли с ЕС грузинская экономика будет расти на 5-10% в год в период до 2020 года. С соглашением об ассоциации также связывают ожидания роста национального производства. Сейчас в грузинском ВВП доминирует обеспеченное импортом потребление. Уже в ближайшие годы будет ясно, осуществятся ли эти планы.

Экономическая часть соглашения для Грузии более благоприятная, чем та, что предлагается Украине - для последней соглашение о зоне свободной торговли с ЕС попросту означает крах промышленного производства. В то же время соглашения с ЕС самого по себе будет недостаточно, чтобы обеспечить быстрый экономический рост в Грузии. Грузинские сельское хозяйство и промышленность хронически недоинвестированы, само по себе соглашение еще не гарантирует притока инвестиций. Потребуется разумная отраслевая политика.

КУ: Что подписание соглашения об ассоциации означает в политическом смысле? Этим шагом Грузия еще больше отдаляется от Москвы и приближается к объединенной Европе?

Опыт интеграции с ЕС многих стран Восточной Европы – от Болгарии до Эстонии – говорит о том, что сама по себе эта интеграция совсем не гарантирует процветания

НС: Формально – да. Конечно, это шаг на пути от Москвы, по которому Грузия идет уже много лет. Содержательно – посмотрим. Большая ошибка тех групп, которые продвигают сближение Грузии с ЕС, состоит в том, что на соглашение об ассоциации возлагаются чрезмерные ожидания. Символически это очень важный шаг для властей Грузии, но он не отменяет необходимости искать источники инвестиций, реанимировать национальное производство, бороться с бедностью. Кроме того, надо выстраивать отношения с соседними странами, большинство которых предпочло избежать слишком тесного сближения с Евросоюзом. Опыт интеграции с ЕС многих стран Восточной Европы – от Болгарии до Эстонии – говорит о том, что сама по себе эта интеграция совсем не гарантирует процветания, более того, ЕС способен добить остатки промышленности в присоединяющихся к нему странах. Грузия переживает взлет оптимизма в связи с предстоящей ассоциацией с ЕС, но есть и риск разочарований. Кроме того, загадка, почему Брюссель с такой активностью настаивает на тех элементах ассоциации, которые, не неся ровным счетом никакой содержательной нагрузки, вызывают конфликты в грузинском обществе – как, например, известный Антидискриминационный закон. Сейчас конфликт можно было смягчить, объяснив публике, что все это ради светлого европейского будущего. Если светлое будущее задержится, грузинские избиратели вспомнят Брюсселю и те странности культурной политики, которые он с энергией, достойной лучшего применения, навязывает Грузии.

КУ: В конце марта был опубликован созданный при вашем участии доклад о возможных путях нормализации российско-грузинских отношений. Как происходит сегодня продвижение по вектору нормализации? События на Украине не помешали сближению? 

В Грузии есть как минимум два взгляда на крымские события. Один – что Россия отобрала у Украины Крым. Второй – что Россия воссоединяется со своей исторической территорией, и это вызывает позитивный отклик у грузинского общества, которое считает Абхазию и Южную Осетию своими историческими территориями

НС: Есть фундаментальные причины российско-грузинского сближения – мы о них написали в докладе. Есть столь же фундаментальные, всем известные ограничения для этого сближения. Ситуация на Украине никак не повлияла на эти, повторюсь, фундаментальные факторы. Да, встреча Григория Карасина и Зураба Абашидзе была перенесена на более поздний срок. Да, в Грузии был создан весьма эмоциональный медийный фон в связи с присоединением Крыма к России. Но эмоции проходят, а базовые причины сближения остаются. Грузинские официальные лица весьма сдержанно и корректно комментировали украинские события – в отличие от оппозиции, связанной с Михаилом Саакашвили, которая буквально заходилась в истерике. Искусство дипломатии в российско-грузинских отношениях сейчас в том и состоит, чтобы игнорировать такую истерику. К тому же в Грузии есть как минимум два взгляда на крымские события. Один – что Россия отобрала у Украины Крым. Второй – что Россия воссоединяется со своей исторической территорией, и это вызывает позитивный отклик у грузинского общества, которое считает Абхазию и Южную Осетию своими историческими территориями. У меня сложилось впечатление, что Владимира Путина стали больше уважать в Грузии после Крыма, и именно как лидера, имеющего стратегическое видение и отстаивающего национальные интересы своей страны.

КУ: Недавно министр обороны Грузии И.Аласания предложил НАТО разместить на территории страны средства ПВО. Это означает, что градус напряженности в отношениях с Россией скорее растет?

НС: Часть грузинских политиков сейчас соревнуется в том, кто лучший защитник американских интересов в Грузии. Заявление Аласания – элемент борьбы за благосклонность Вашингтона.

Сотрудничество между НАТО и Грузией по вопросам противовоздушной обороны идет уже несколько лет. В частности, блок предоставляет Грузии данные своей системы слежения за воздушным пространством – по некоторым предположениям, именно этим объяснялись большие потери российской авиации в ходе августовской войны

Нужно разбираться, о чем именно идет речь. Вообще сотрудничество между НАТО и Грузией по вопросам противовоздушной обороны идет уже несколько лет. В частности, блок предоставляет Грузии данные своей системы слежения за воздушным пространством – по некоторым предположениям, именно этим объяснялись большие потери российской авиации в ходе августовской войны. Предлагает ли Аласания разместить в Грузии новейшие системы ПВО? Кто будет командовать ими – грузинские вооруженные силы или американцы? Какие цели будут ставиться перед этими системами ПВО? Несколько лет назад некоторые американские сенаторы предлагали вполне безумную идею – разместить в Грузии элементы американской противоракетной обороны. Идет ли сейчас речь о чем-то подобном? Если идет, то, как известно, чтобы разместить американскую ПРО у границ России Соединенным Штатам нужно выбрать страну, которую им не жалко, поскольку эта страна тут же станет важной целью удара в российском военном планировании. Разумеется, Генштаб России и сейчас просчитывает варианты обострения на Южном Кавказе, но одно дело просчитывать их на случай попытки реванша Грузии на границах Абхазии и Южной Осетии, а другое – на случай такого обострения отношений между Россией и США, которое создает риск прямого военного столкновения между ними. В первом случае у Грузии есть возможности повлиять на ситуацию, а во-втором – нет. 

Муниципальные выборы в Грузии

КУ: В середине июня в Грузии пройдут местные выборы. Какие грузинские реалии более всего повлияют на их итоги? Окажет ли влияние дискуссионный антидискриминационный закон?

НС: Антидискриминационный закон – это тема, которой многие хотели бы воспользоваться для привлечения симпатий избирателей в надежде на поддержку со стороны Грузинской православнйо церкви. Вероятно, его будет использовать Бурджанадзе. Обе большие партии – и "Грузинская мечта" и "Единое национальное движение" (ЕНД) использовать его не могут, поскольку обе декларируют европейский выбор, а антидискриминационный закон входит в «европакет».

В Грузии говорят, что насчитывается около девяти тысяч нотариальных расписок бывших собственников, которых под давлением обязали передавать свою собственность государству.

Еще одна тема, которая может оказать заметное влияние на выборы и в обозримом будущем будет оказывать влияние на грузинскую внутреннюю политику вообще – то, что можно было бы назвать запросом на справедливость. Речь о наказании деятелей потерпевшего поражения режима Михаила Саакашвили и о возвращении отнятой ими собственности. В Грузии говорят, что насчитывается около девяти тысяч нотариальных расписок бывших собственников, которых под давлением обязали передавать свою собственность государству. Проблема в том, что сейчас практически невозможно отменить этот передел собственности – отнятое перепродавалось, нынешние владельцы – добросовестные приобретатели. Попытка все вернуть крайне сложна с юридической точки зрения, если действовать через суд, к тому же новый передел собственности отправит экономику в нокаут.

Бурджанадзе не связана теми обязательствами, которые есть у «Грузинской мечты» и ЕНД, касающимися евроинтеграции и недопущения нового передела собственности, поэтому она свободна выбирать риторику, которая в наибольшей степени нравится избирателю.

КУ: По вашим ожиданиям, "Грузинская мечта" покажет себя на этих выборах уверено или возможны сюрпризы? В каких регионах имеет шансы победить оппозиция? Какие именно оппозиционные силы имеют такие шансы? 

НС: Я думаю, что победит «Грузинская мечта». Шансы «Единого нацдвижения» на выигрыш небольшие. Вспомним, что на президентских выборах, когда ЕНД уже не могло использовать административный ресурс, процент голосов, отданных за их кандидата рухнул с 40% (результат парламентских выборов) до 22%. Некоторый шанс есть и у Нино Бурджанадзе, которая взяла на президентских выборах 10% голосов. Бурджанадзе не связана теми обязательствами, которые есть у «Грузинской мечты» и ЕНД, касающимися евроинтеграции и недопущения нового передела собственности, поэтому она свободна выбирать риторику, которая в наибольшей степени нравится избирателю.

КУ: Какой исход выборов мэра Тбилиси вы прогнозируете? Сможет ли кандидат от ЕНД Н.Мелия навязать борьбу Д.Нармания, выдвинутому от "Грузинской мечты"?

Недовольство новым правительством уже проявляется, и Тбилиси, вероятно, пойдет впереди остальной страны в выражении этого недовольства. Но голоса, которые будут уходить от «Мечты», едва ли достанутся националам

НС: Тбилиси - оппозиционный город, это традиция. Он был проблемой для Саакашвили, когда тот был у власти, он рано или поздно будет проблемой и для "Грузинской мечты". Недовольство новым правительством уже проявляется, и Тбилиси, вероятно, пойдет впереди остальной страны в выражении этого недовольства. Но голоса, которые будут уходить от «Мечты», едва ли достанутся националам. Все же у них очень дурная кредитная история. Им нескоро забудут, если забудут вообще, тот режим, который они установили в Грузии с 2004 по 2012 год – и передел собственности, и тюрьмы для несогласных, и давление на интеллигенцию, традиционно многочисленную и влиятельную в Тбилиси. Впрочем, выборы, помимо предпочтений избирателей, покажут еще и то, в какой степени правящая группа контролирует избирательную систему.

С Николаем Силаевым беседовал корреспондент "Кавказского узла" Семен Чарный.

11 июня 2014 года

Автор: