Правозащитники Северного Кавказа называют закон об НКО оскорблением со стороны государства

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Госдума РФ вчера, 13 июля, в третьем, окончательном чтении приняла закон, который вводит статус иностранного агента для финансируемых из-за рубежа некоммерческих организаций (НКО). Правозащитники, работающие в республиках Северного Кавказа, негативно оценили инициативу российских законодателей, назвав ее "закручиванием гаек".

Закон, предусматривающий для НКО статус «иностранных агентов», депутаты Госдумы приняли на последней перед каникулами весенней сессии. Законопроект вызвал широкий общественный резонанс, многие правозащитные организации назвали его антиконституционным.

Согласно тексту документа, размещенному на официальном сайте Государственной Думы РФ, некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и имеют зарубежные источники финансирования, получат статус «выполняющих функции иностранного агента».

Они будут внесены в специальный реестр, и для них будет действовать иной правовой режим, будут обязаны публиковать под своими материалами информацию о том, что они выполняют функции иностранных агентов. На федеральном уровне будет создан специальный орган, который начнет мониторить информацию об иностранных агентах.

Действие закона не распространяется на религиозные организации, государственные корпорации, государственные компании, а также на созданные ими некоммерческие организации, государственные и муниципальные (в том числе бюджетные) учреждения, зарегистрированные в установленном законом порядке.

Напомним, ранее представители НКО распространили заявление о недопустимости сокращения в России гуманитарной, благотворительной, правозащитной и иной социально ориентированной деятельности некоммерческих организаций и признании большинства ее участников выполняющими "функции иностранного агента".

Денисенко: власти ужесточают отношения к любым проявлениям свободы

Как рассказала Елена Денисенко, представитель правозащитного центра "Мемориал" в Дагестане, придание общественным организациям статуса иностранного агента оскорбительно со стороны властей к той работе, которую проводят представители НКО.

«Это искусственное придание негативного фона работе НПО, которые фактически занимаются защитой прав российских граждан на территории Российской Федерации. Если бы наша власть исполняла все свои основные функции, то люди не обращались бы к правозащитникам за помощью. К нам ведь идут как в последнюю инстанцию, пройдя все государственные, не получив там той помощи, на которую рассчитывают по закону», - рассказала Денисенко, добавив, что госструктуры "сами нарушают права человека".

По ее словам, информация об источниках финансирования общественных организаций «никогда не являлась секретной, на любом сайте правозащитной либо общественной организации размещены все источники доходов».

«Мы также заполняем декларацию о доходах, и в отличие от многих чиновников даем достоверную информацию. Правительство ужесточает отношения к любым проявлениям свободы, иначе как понимать поспешное принятие изменений в законодательстве о митингах Госдумой, а затем в таком же поспешном порядке изменений в закон об НКО», - отмечает правозащитница.

По данным Елены Денисенко, в Дагестане основной поток людей, обращающихся в правозащитные организации, жалуется на нарушения прав человека в госорганах и силовых структурах, на незаконные методы ведения следствия, похищения, пытки.

Однако в «Мемориале» занимаются и помощью беженцам, лицам, ищущими убежища, лицам без гражданства, лицам, перемещенными внутри страны, отметила Денисенко.

Саратова: закон сыграет негативную роль в деле защиты прав человека

Руководитель информационного агентства «Объектив» Хеда Саратова отметила, что против принятия данного законопроекта «было много обоснованных выступлений, но власть на них не отреагировала и поступила по-своему».

«Это последовательная политика закручивания гаек. После протестных акций на Болотной площади, когда власть увидела огромное количество людей, готовых сказать, что они не довольны политикой, проводимой правительством по многим вопросам. Данный вопрос не подлежал пересмотру даже после того, как ряд уважаемых в стране правозащитников покинули состав комиссии по правам человека при президенте страны», - отметила чеченская правозащитница.

По ее словам, закон, который вводит статус иностранного агента для спонсируемых из-за рубежа некоммерческих организаций, «сыграет свою негативную роль в защите прав человека, в том числе на Северном Кавказе».

«Что касается нашей организации, то я могу сказать, что с 2007 года мы не получили ни одного гранта на работу, и продолжали свою правозащитную деятельность за счет собственных средств и частичной поддержки крупных правозащитных организаций. Больнее всего это отразится именно на них, ведь нужно изыскивать средства на проведение семинаров, встреч, выездной работы на местах, а без средств это невозможно», - уточнила Саратова.

По оценке Хеды Саратовой, обидно, что власти приняли закон, полностью проигнорировав мнение гражданского общества, которое в лице практически всех крупных российских общественных организаций, «как мы знаем, высказалось против».

Муцольгов: чиновники могут спекулятивно применять закон

Руководитель ингушской правозащитной организации «Машр» Магомед Муцольгов отметил, что закон настолько будет опасен, насколько спекулятивно будут применять его чиновники. «Придание статуса иностранного агента – это, конечно, оскорбительное звание», - считает Муцольгов.

«Нужно смотреть в целом на то, что происходит в стране. Почему нам не называть иностранными диверсантами тех чиновников, чьи дети учатся заграницей, кто переводит свои капиталы на счета зарубежных банков, тех, кто покупает там имущество. Ведь если ты государев человек, находишься на государственной службе, почему ты обогащаешь экономику чужих стран, почему твои дети получают нероссийское образование. Вывод один - эти люди не видят будущего своей страны. Тогда получается, что их можно смело называть агентами иностранных государств», - отметил Муцольгов.

По словам правозащитника, принятие закона - «последствия митингов оппозиции на Болотной площади и списка Магнитского».

«Это даже не месть, а мелкая пакость со стороны государства. Это не конструктивный подход, направленный на улучшение жизни людей, не политика государства, направленная на улучшения благосостояния ее граждан, в том числе тех, кто вышел на Болотную. Как бы не описывали патриотичность своей затеи чиновники, это является попыткой сведения счетов с неугодными. Вообще система власти, которая строится на принципе "кто не с нами, тот против нас" пагубна, тем более в таком большом, многонациональном и многоконфессиональном государстве как Россия», - уверен ингушский правозащитник.

По его словам, то, как дальше сложится работа правозащитников в регионах, в том числе на Кавказе, «будет зависеть от порядочности местных властей».

Автор:
источник: корреспондент "Кавказского узла"