Кишиев Кунта-хаджи

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Чеченский исламский мистик и проповедник эпохи Кавказской войны, принадлежавший к суфийскому ордену Кадирийя, основатель движения зикристов. Кунта-хаджи Кишиева нередко называют "чеченским Ганди", поскольку он выступал за непротивление злу насилием и пассивное сопротивление.

Биография

Кунта Кишиев родился в 1829 или в 1830 году в селении Мелчахи (Исти-су 1) на территории нынешней Чечни 2. По происхождению он был чеченцем или андийцем 3

Семья вскоре переселилась в горный аул Илсхан-юрт (или в Элисхан-Юрт 4). 

Кишиев получил серьезное духовное образование и в юности стал последователем Гези-хаджи, накшбандийского шейха из селения Зандак 5

Первый хадж и возвращение на Кавказ

В 1848-1849 годах Кунта Кишиев получил позволение у имама Шамиля совершить в хадж в Мекку. Во время этого паломничества он, возможно, побывал в Багдаде, где вступил в суфийский орден (тарикат) Кадирийя, известного практикой громкого зикра 6.

Вернувшись в Чечню, Кишиев начал проповедовать идеи, глубоко отличные от того понимания ислама, которое насаждалось имамом Шамилем. Прежде всего, Кишиев выступил с осуждением войн и вообще любого насилия. Вместо "газавата" (религиозно-освободительной войны) Хаджи проповедовал идею духовной независимости: "Война – дикость. Удаляйтесь от всего, что напоминает войну, если враг не пришел отнять у вас веру и честь. Ваша сила – ум, терпение, справедливость. Враг не устоит перед этой силой и рано или поздно признает свое поражение. Никто не в силах осилить вас и вашу правду, если вы не свернете с пути своей веры – тариката" 7.

Кунта-хаджи отрицал любую войну, говорил, что нельзя отвечать злом на зло, просил прощать своих врагов - идя тем самым против глубинных установок горского и исламского сознания. При этом он обращался к отдельному человеку — а не к семье, роду или тейпу. Он говорил, что спасение человека только в духовном росте. Для мира, где царили коллективная ответственность и уважение силы, это было ценностной революцией 8.

Вскоре молодой аскет стал очень известен. Его глубокая набожность, искренность, желание облегчить людские страдания и способность отдаваться этому всем существом привлекали много людей. У него появились мюриды, группа верных последователей из среды чеченцев, ингушей 9.

Кроме того, проповеди Кишиева, звучавшие на исходе жестокой войны с Россией, нашли отклик у горцев, уставших от непрекращающегося разорения и разуверившихся в обещаниях Шамиля 10

Имам Шамиль, несколько раз приглашавший Кишиева в Ведено для бесед, не воспринял идеи молодого суфия. В результате новый вирд (братство) был запрещен, а сам Кишиев подвергся гонениям. В 1858 году, чтобы избавиться от вредного влияния столь популярного в среде горцев суфия, Шамиль отправил его во второе паломничество в Мекку 11.

Второе возвращение на Кавказ

В 1861-1862 годах, уже после падения Шамиля, Кунта Кишиев не без благословения царского правительства, решившего воспользоваться пацифистским влиянием проповедника для подавления последних очагов сопротивления в Чечне, вернулся на Кавказ. Вскоре он вновь стал очень популярным, а численность его вирда достигла почти шести тысяч человек 12.

В эти годы Кишиев расширяет свою проповедническую деятельность - в его обращениях звучат призывы к братству, взаимной помощи, милосердию. В преданиях чеченцев сообщается, что Кунта-Хаджи говорил, что он готов отдать свою жизнь, если по его вине прольется слезинка младенца, пусть даже принадлежащего к иноверцам 13.

Русский офицер А.П.Ипполитов, непосредственно наблюдавший за деятельностью Кунта-хаджи, писал, что его учение "ограничивалось в то время изустным лишь чтением молитв, наставлениями не только безвредными, но и весьма нравственными, так что, в сущности, оно скорее могло принести пользу, нежели быть в каком-либо отношении опасным" 14.

Тем не менее в 1862-1863 годах среди последователей Кишиева были и те, кто продолжал оставаться противником утверждения власти России на Кавказе и фактически следовал идеологии шамилевского газавата. Они совершили целый ряд убийств царских офицеров и чиновников 15

Подобные действия зикристов вызвали озабоченность царской администрации, опасавшейся возникновения нового восстания в Чечне. Поэтому властями было принято решение арестовать и выслать Кунту Кишиева за пределы Кавказа. Обосновывая план ареста Кунта-хаджи, начальник Терской области Михаил Лорис-Меликов в своем донесении от 28 июля 1863 года начальнику главного штаба Кавказской армии генерал-адъютанту Александру Карцеву, одному из главных деятелей по переселению чеченцев в Турцию, писал: "Учение зикр, направлением своим во многом подходящее к газавату, служит лучшим средством народного соединения, ожидающего только благоприятного времени для фанатического пробуждения отдохнувших сил" 16.  

Арест, ссылка и смерть

Согласно архивным данным, "3 января 1864 года шейх Кунта-хаджи, его брат Мовсар и еще несколько руководителей-зикристов были арестованы и заточены в укреплении Шали, а затем тайно 6 января под особым конвоем капитана Орона Шака были доставлены в областной центр Владикавказ, откуда отправлены в Новочеркасск" 17, а затем - на вечную ссылку в город Устюжна Новгородской губернии. В этом отдаленном месте Кишиев на протяжении трех лет буквально умирал от голода и скончался 31 мая 1867 года 18.

Восстания зикристов

Арест духовного лидера вызвал возмущение многочисленных сторонников Кунта-хаджи Кишиева. 18 февраля 1864 года три тысячи последователей Кунта-хаджи, прибывшие из разных аулов Чечни к Шали, обратились к властям с просьбой освободить своего устаза (учителя) из-под ареста, но власти проигнорировали просьбу мирных сторонников кадийрийского тариката.

Противостояние между мюридами, вооруженными лишь кинжалами, и русскими войсками под командованием генерала-лейтенанта Александра Туманова вылилось в столкновение, получившее название "Кинжальная битва" ("Шалинское дело" в русских документах). Оно закончилось гибелью 164 чеченцев, среди которых было шесть или восемь женщин. Место гибели мюридов стало одной из наиболее почитаемых святынь Чечни 19.

24 мая 1865 года произошло новое восстание зикристов под руководством Тозы Акмирзаева, также завершившееся разгромом. 29 мая 1865 года значительное число чеченцев - более 23 тысяч человек - выехали в Турцию. Среди них находилось немало последователей Кунта-хаджи 20. В том же году под предлогом паломничества в Мекку около 3–5 тысяч ингушей также переселились в Турцию 21.

Оставшиеся на Кавказе приверженцы Кунта-хаджи образовали четыре новых братства. Их основателями стали чеченцы Бамат-Гирей Митаев, Чин-Мирза, Ягулбий-хаджи и ингуш шейх Батыл-хаджи Белхароев. Идеологи этих братств внесли некоторые изменения в учение Кунта-хаджи 22.

Память о Кунта-хаджи Кишиеве  

Последователи Кунта-хаджи Кишиева до сих пор говорят, что шейх должен вернуться и принести в Чечню мир и спокойствие. Кунта-хаджи считается одним из 356 мусульманских святых (эвлия), постоянно живущих на земле и спасающих человечество. Многие жители Чечни считают, что  Кунта-хаджи до сих пор ходит по республике и является людям в трудную минуту. Некоторые утверждают даже, что его много раз видели во время бомбежек и артобстрелов населенных пунктов в первую и вторую военные кампании.

Могила матери Кунта-хаджи Кишиева в селе Гуни является главной чеченской святыней и местом паломничества. В 1995 году, в период первой чеченской войны, ваххабиты собирались разрушить святыню, считая почитание могилы проявлением язычества, но им помешали зикириты, взявшиеся за оружие 23

В августе 2009 года в Чечне был открыт Российский исламский университет имени Кунта-хаджи Кишиева. В том же месяце в турецком селе Мерджин была обнаружена могила (зиярат) старшего брата Кунта-хаджи - Мовсара. Зиярат Мовсара-хаджи Кишиева является местом паломничества жителей близлежащих турецких провинций - этнических чеченцев, предки которых эмигрировали в Турцию еще в XIX веке.

В январе 2010 года президент Чеченской Республики Рамзан Кадыров подписал указ, согласно которому 3 января объявлено Днем почитания Кунта-хаджи Кишиева.

5 октября 2010 года в селе Курчалой была открыта новая мечеть, которой было присвоено имя шейха Кунта-хаджи Кишиева. 24

Примечания

  1. Месхидзе Д., Рощин М. Ислам в Чечне // Библиотека Якова Кротова.
  2. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. С. 73.
  3. К андийцам Кишиева причислял автор статьи "Зикр" в Энциклопедии Брокгауза-Ефрона (т. XIIа, СПб., 1894. С. 586).
  4. Кузнецов В. А. Введение в кавказоведение: историко-этнологические очерки. Владикавказ: ИПП им. В.А. Гассиева, 2004. С. 49.
  5. Месхидзе Д., Рощин М. Ислам в Чечне // Библиотека Якова Кротова, 2004.
  6. Албогачиева М. С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII — первой трети XX в. СПб.: Наука, 2011. С. 139.
  7. Нунуев С-Х. Живительный дух ислама. M., 2000. С. 55.
  8. Акаев В.Х. Религиозно-нравственные воззрения шейха Кунта-Хаджи Кишиева // Из истории ислама в Чечено-Ингушеитии / НИИ Гуманитарных наук Чеченской Республики. Грозный, 1992. С. 45-52.
  9. Албогачиева М. С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII — первой трети XX в. СПб.: Наука, 2011. С. 139.
  10. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. С. 73-74.
  11. Gammer M. The Lone Wolf and the Bear: Three Centuries of Chechen Defiance of Russian Rule. London, 2006. P. 76.
  12. Акаев В. Х. Шейх Кунта-Хаджи: жизнь и учение. Грозный, 1994. С. 15.
  13. Керимов М.М. Ислам в традиционной культуре чеченцев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. С. 48.
  14. Ипполитов А.П. Учение «зикр» и его последователи в Чечне и Аргунском округе // ССКГ, вып 2. Тифлис, 1869. С. 3.
  15. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. С. 80.
  16. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. С. 81.
  17. РГИА. Ф. 381. Оп. 29. Д. 18779. Л. 101.
  18. Gammer M. The Lone Wolf and the Bear: Three Centuries of Chechen Defiance of Russian Rule. London, 2006. P. 78.
  19. Солтамурадов М.Д. Суфизм в культуре народов Северо-Восточного Кавказа. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, ЮФУ, 2008. С. 81.
  20. Керимов М.М. Ислам в традиционной культуре чеченцев. Ростов-на-Дону: Изд-во СКНЦ ВШ ЮФУ, 2007. С. 48.
  21. Дзагуров Г.А. Переселение горцев в Турцию. Ростов н/Д, 1925. С. 64.
  22. Албогачиева М. С.-Г. Этнография и история ингушского народа в письменных источниках конца XVIII — первой трети XX в. СПб.: Наука, 2011. С. 141.
  23. Akaev V. Religious-political Conflict in the Chechen Republic of Ichkeria // CA & CC Press, 2000.
  24.  
Автор: