Завтра продолжится суд в Вене по делу об убийстве экс-охранника президента Чечни Умара Исраилова

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Завтра, 3 декабря, в ходе судебного заседания в Вене по делу об убийстве в Австрии Умара Исраилова, экс-охранника президента Чечни, будет допрошен отец Исраилова Али. В ходе процесса помимо вступительных речей сторон и допросов обвиняемых и свидетелей суд заслушал спецдокладчика парламентской ассамблеи Совета Европы о ситуации на Северном Кавказе Дика Марти и бывшего докладчика ПАСЕ по правам человека в Чечне лорда Фрэнка Джадда.

Напомним, судебный процесс начался в Венском уголовном суде 16 ноября. На скамье подсудимых трое выходцев из Чечни, получивших статус беженца. Отто Кальтенбруннер (Рамзан Эдилов по кличке "Шурик") и Сулейман Дадаев (Муслим Дадаев по кличке "Сурхо") обвиняются в создании преступной организации, попытке похищения и депортации на территорию иностранного государства и убийстве Исраилова. Турпал-Али Ешуркаева обвиняют в совершении второго и третьего преступления.

По версии следствия, к убийству причастен Рамзан Кадыров. Сам Кадыров неоднократно заявлял, что не причастен к убийству Исраилова. Он считает обвинения в свой адрес провокацией.

Трое судей и восемь членов коллегии присяжных вынесут решение к концу судебного разбирательства, запланированного на 25 января 2011 года, сообщает правозащитный центр "Мемориал", представивший обзор судебного процесса по делу Исраилова.

Умар Исраилов, получивший политическое убежище в Австрии в 2006 году, был убит рядом со своим домом в Вене 13 января 2009 года. Он подал жалобу в Европейский суд по правам человека, в которой утверждал, что Рамзан Кадыров лично участвовал в убийствах, пытках и похищениях людей.

Краткое содержание судебных разбирательств

В первый день судебного процесса, 16 ноября, прокурор, представители семьи, а также три адвоката обвиняемых сделали свои вступительные заявления. Судья коротко опросил обвиняемых об их основных биографических данных и о том, признают ли они себя виновными. Все трое заявили о своей полной невиновности.

Второй день, 17 ноября, был посвящён допросу Отто Кальтенбруннера, предполагаемого организатора преступления.

На третий день, 18 ноября, были допрошены Турпал-Али Ешуркаев, а также восемь свидетелей убийства Исраилова, которые выступали на условиях анонимности и в отсутствие обвиняемых.

На четвертый день, 19 ноября, был продолжен допрос Турпал-Али Ешуркаева и снова допрошен Отто Кальтенбруннер. Кроме того, были заслушаны результаты работы криминалистов и допрошены ещё девять свидетелей преступления. Основной новостью дня стало предложение судьи вызвать в суд президента Чеченской Республики Рамзана Кадырова и его советника Шаа Турлаева для допроса в качестве свидетелей.

Судья основывался на заявлении адвоката Отто Кальтенбруннера, Рудольфа Майера, который ранее озвучил свое намерение пригласить в суд Кадырова, чтобы иметь возможность задать ему вопросы о его участии в деле Исраилова. Судья предложил использовать хорошие контакты Кальтенбруннера для того, чтобы передать Кадырову и Турлаеву предложение выступить в суде посредством видеосвязи по скайпу или приехать и лично выступить в суде.

Пятый день, 22 ноября, был полностью посвящён допросу Сулеймана Дадаева.

На шестой день, 23 ноября, был допрошен таксист, который 13 января 2009 года, в день убийства Умара Исраилова, подвозил Отто Кальтенбруннера после того, как его вызвали для разговора в полицию, где уже знали, что он был владельцем машины, на которой было совершено преступление.

Также были допрошены свидетели чеченского происхождения, в том числе бывшая сожительница Косума Ешуркаева (брата Турпал-Али Ешуркаева). Бывшая жена Отто Кальтенбруннера (к моменту судебного разбирательства получившая развод) и два брата Сулеймана Дадаева воспользовались своим правом не свидетельствовать против родственников.

В конце дня выступил свидетель-эксперт - спецдокладчик ПАСЕ по правам человека на Северном Кавказе Дик Марти. Он отметил, что в трёх кавказских республиках – Чечне, Ингушетии и Дагестане - ситуация достаточно напряженная, неотделима от насилия, самоуправства и безнаказанности. Эксперт упомянул, что в Чечне были убиты известные правозащитники – Анна Политковская и Наталья Эстемирова, и что тщательное расследование данных преступлений до сих пор не проведено. Также он заявил о том, что в Чечне создан культ личности президента, чего нет ни в Ингушетии, ни в Дагестане.

На седьмой день, 24 ноября, продолжился допрос свидетелей-экспертов. Первым выступил Лорд Фрэнк Джадд, бывший докладчик ПАСЕ по правам человека в Чечне, автор недавно вышедшего доклада группы по правам человека Британского парламента, выпущенного по результатам исследовательской миссии в Чечню в феврале 2010 года.

Он констатировал, что главным из выводов, сделанным по итогам работы общепартийной парламентской группы по правам человека Британского парламента в республике являлось то, что ситуация с правами человека в Чечне оставляет желать лучшего и что в настоящее время у людей, живущих там, нет ни свободы, ни уверенности в своей безопасности.

Когда эксперта попросили прокомментировать высказывания Кадырова о том, что правозащитные организации являются "врагами народа, закона и государства", и спросили о том, могут ли подобные заявления привести к убийствам за границей или являться призывом к ним, лорд Джадд ответил: "Он [Кадыров] говорит много такого, что способствует атмосфере безнаказанности и страха. Он может призывать и побуждать людей к таким деяниям. И это исходит не только от одного Кадырова, но и от людей, его окружающих".

Во второй половине 24 ноября выступила эксперт по Чечне, профессор Свободного университета в Брюсселе Од Мерлин, автор книг и публикаций о Северном Кавказе. Она посещала Чечню во время первой и второй войн. На вопрос о том, каким образом Кадырову удалось достичь полного контроля над республикой, эксперт ответила, что в своих усилиях "привлечь на свою сторону" Кадыров использовал пытки, давление на независимых журналистов и правозащитные организации.

24 ноября выступил ещё один свидетель, выходец из Чечни, а также врач Кальтенбруннера, который проводил обследование Шаа Турлаева во время его пребывания в Австрии в октябре 2008 года. Жена Сулеймана Дадаева воспользовалась правом не свидетельствовать против родственника.

Беженец из Чечни, который говорил на условиях анонимности, обратил внимание, что Леча Богарырёв, основной подозреваемый, который, по версии прокуратуры, нанёс смертельные ранения Исраилову, вернулся из Австрии в Чечню, где, "как люди говорят, он кого-то убил по заказу", а через некоторое время стал командиром спецроты в его родном селе Побединское. Кроме того, этот свидетель показал, что ранее Богатырёв состоял в группе Мовлади Байсарова, но впоследствии бежал в Австрию. На вопрос судьи, почему убили Байсарова, свидетель ответил: "Люди говорят, что его убили по приказу нашего президента".

На восьмой день, 25 ноября, были допрошены ещё два свидетеля чеченского происхождения. Косум Ешуркаев, брат Турпал-Али, он же близкий друг Кальтенбруннера и Дадаева, который воспользовался своим правом не давать показания.

26 ноября председательствующий судья Венского уголовного суда Фридерих Форстхубер закончил первую часть слушаний по делу об убийстве Умара Исраилова и официально принял решение о вызове президента Чечни Рамзана Кадырова для допроса о его участии в этом убийстве.

Напомним, после этого адвокат Кадырова Андрей Красненков проинформировал, что президент Чечни не поедет в Вену на судебный процесс, так как, на его взгляд, у следствия нет доказательств причастности Кадырова к случившемуся.

Отметим, что адвокат подсудимого Отто Кальтенбруннера Рудольф Майер считает версию о причастности к убийству Исраилова чеченских властей нереалистичной. "По моему мнению, это фантастическая версия, сконструированная полицией", - сказал Рудольф Майер в интервью "Новой газете".

Именно Рудольф Майер предложил суду вызвать Кадырова в суд. По его мнению, если из документов обвинения и полицейских рапортов следует, что Кадыров является заказчиком этого преступления, то "совершенно логичным" является и желание его допросить. "В первую очередь для того, чтобы доказать, что этого заказа не было, - пояснил адвокат.

Полная версия обзора судебного процесса по делу Исраилова приведена на сайте ПЦ "Мемориал" в разделе "Венское убийство". Здесь же публикуются пресс-релизы коалиции правозащитных организаций, которая направила наблюдательную миссию в Вену, чтобы осуществлять мониторинг судебных слушаний по делу Исраилова.

Автор: